Главная Общество Новости Новости о программе

Завершена утилизация судна «Лепсе» - бывшей технической базы перезарядки атомных ледоколов

Перейти к новостям мероприятия

В Мурманской области завершилась более чем десятилетняя история утилизации плавучей технической базы (ПТБ) «Лепсе», которая обеспечивала работу первых атомных ледоколов, и чье хранилище отработавшего ядерного топлива много лет представляло значительный экологический риск для региона. На свое место в хранилище реакторных отсеков, расположенном в Сайда-Губе, встала последняя — носовая — блок-упаковка с дезактивированными фрагментами судна.

По этому поводу в Мурманске 21-22 ноября состоялся семинар «Результаты решения проблем ядерного наследия Северо-западного региона России и итоги выполнения мероприятий по безопасному обращению с РАО, ОЯТ и утилизации ядерно и радиационно опасных объектов в 2023 году», организованный Госкорпорацией «Росатом» при поддержке Общественного совета

На торжественном мероприятии, посвященном завершению проекта, заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом» по машиностроению и индустриальным решениям Андрей Никипелов отметил: «Госкорпорация берет на себя решение сложнейших экологических задач: мы занимаемся ликвидацией ядерного наследия и наследия токсичных промышленных производств, создаем в стране инфраструктуру для обращения с радиоактивными и химическими отходами. Более 20 лет мы планомерно очищаем побережье Арктики и Дальнего Востока от радиационно опасных объектов — утилизируем списанные атомные подводные лодки и суда обеспечения. И в этом смысле сегодня для нас особенный день: завершился один из знаковых экологических проектов Госкорпорации — ликвидация плавтехбазы „Лепсе“. В Арктике стало на один опасный объект меньше».

Фото: Атоммедиа (Госкорпорация "Росатом")

«Нам действительно есть, чем гордиться. Сложнейший проект – утилизация «Лепсе» – реализован впервые в мире. Таких решений просто не было. И присутствующие здесь люди приложили все свои силы и знания, чтобы у этой истории был счастливый конец. Тематика семинара и значение таких событий очень велики для отрасли и для общественности. Вместе мы будем делать атомную отрасль «зеленее» и безопаснее», - подчеркнул в своем приветственном слове Василий Тинин, директор по государственной политики РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО Госкорпорации «Росатом».

«Проблемы ликвидации накопленного вреда окружающей среде, проблемы ликвидации ядерного наследия на территории Арктической зоны РФ всегда остаются в пристальном внимании как федеральных, так и региональных органов исполнительной власти. Несомненно, завершение столь масштабного проекта вносит огромный вклад в обеспечение экологической, ядерной и радиационной безопасности в Арктике. Утилизация «Лепсе» стала вызовом для инженерной мысли и была бы невозможна без слаженной работы команды профессионалов своего дела. Этот уникальный опыт однозначно будет использоваться и в других проектах» - подчеркнул Дмитрий Титоренко, заместитель министра развития Арктики и экономики Мурманской области.

Основным источником радиоактивной опасности ПТБ «Лепсе» являлось ее хранилище отработавшего ядерного топлива. Работа по выгрузке и вывозу с плавбазы за пределы региона 639 топливных сборок, часть из которых была повреждена (а это значит, что их нельзя было изъять с судна обычными способами), потребовала от специалистов атомной отрасли особых технических решений.

В частности, для выгрузки отработавшего ядерного топлива «Лепсе» поместили в специально спроектированный и построенный наземный участок-укрытие. Это позволило исключить влияние погоды — волнение моря и атмосферные осадки. Была придумана технология выгрузки топлива вместе с оболочкой ячеек хранения, чтобы не дать тепловыделяющим сборкам разрушиться в процессе выгрузки. Для этого потребовалось сконструировать и изготовить специальный инструмент и оснастку. Работы выполнялись с помощью робототехнического дистанционно управляемого комплекса.

В реализации проекта принимали участие различные организации атомной отрасли и предприятия Северо-Западного региона. Сейчас фрагменты судна более не представляют опасности, на них устанавливается снаружи дополнительная биологическая защита, которая обеспечит безопасность при долговременном хранении.

Росатом продолжает очищать акватории Арктики и Дальнего Востока от радиационно опасных объектов. К сегодняшнему дню в стране уже утилизированы 202 атомные подводные лодки, выведенные из эксплуатации. В Мурманской области в плановом режиме идет вывоз отработавшего ядерного топлива: с 2002 по 2023 год суммарный объем накопленного ОЯТ сократился в два раза. С Дальнего Востока вывезено всё накопленное ОЯТ.

История плавучей технической базы «Лепсе»

История этого судна берет свое начало в 1934 году на Николаевских верфях. Здесь «Лепсе» строили как обычный транспорт-лесовоз (сухогруз). Однако по прямому назначению судно так и не использовалось. Во время войны пароход вынуждены были затопить при наступлении немцев на город. Восстановить судно пытались уже после войны, но затем передали его ленинградским корабелам, и они в 1961 году достраивали его уже в ином качестве — как плавучую техническую базу (ПТБ) для обслуживания атомного флота России. Судно оборудовали хранилищем для отработанного ядерного топлива, цистернами для сбора и временного хранения жидких радиоактивных отходов и производственными помещениями для проведения технологических операций с реакторным оборудованием. Так «Лепсе» оказалось в Мурманском пароходстве.


С 1964 по 1988 годы ПТБ «Лепсе» не только обслуживала ядерные энергетические установки атомных ледоколов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь», но и выполняла рейсы с радиоактивными грузами к местам захоронения их в Баренцевом и Карском морях. С 1981 года на смену «Лепсе» пришла плавтехбаза «Имандра». Судно «Лепсе» далее стали использовать только для временного хранения радиоактивных отходов, а в 1988 году вывели из эксплуатации по проектному назначению, в 1990 году оно было поставлено на якорь в районе г. Мурманска.

Хранение ОЯТ на «Лепсе» осуществлялось в так называемом «мокром» режиме, когда пеналы заполнялись водой. В результате длительного хранения топливных сборок в воде произошло их коррозионное разрушение. В 1991 году, чтобы создать дополнительный инженерный барьер, межбаковое пространство хранилища ОЯТ на «Лепсе» было заполнено специальными бетонными смесями.

Обследование судна и разработка проекта утилизации начались в 2005 году. Работы выполнялись преимущественно в рамках реализации ФЦП ЯРБ.

В 2012 году было завершено радиационное и инженерное обследование судна и его хранилища, а также осуществлена буксировка судна от ФГУП «Атомфлот» к набережной судоремонтного завода «Нерпа» для последующей утилизации.

С 2012 по 2017 годы плавбазу «Лепсе» постепенно демонтировали, металлолом утилизировали. В 2015 году были начаты работы по формированию первой кормовой блок-упаковки, состоящей из хранилища ЖРО (блок цистерн ЖРО). В то же время сооружалось специальное наземное укрытие над носовой частью плавтехбазы «Лепсе» для дальнейших работ по формированию второй блок-упаковки, состоящей из хранилища ОЯТ. ОЯТ вывозили для переработки на «Маяк» (г. Озерск, Челябинская область). В апреле 2022 года туда ушла последняя партия топлива. В ноябре 2023 года на свое место в пункте долговременного хранения радиоактивных отходов в губе Сайда встала носовая блок-упаковка — последний фрагмент самого судна. 


Основные этапы вывода из эксплуатации «Лепсе» приведены в инфографике:


Вернуться к списку новостей