ФЦП ЯРБ-1

К середине 2000-х годов ситуация в сфере ядерного наследия выглядела следующим образом:

  • были остановлены, но не выведены из эксплуатации более 175 ядерно и радиационно опасных объектов, подведомственных различным федеральным органам исполнительной власти, включая Федеральное агентство по атомной энергии (четыре блока атомных электростанций, 10 промышленных уранграфитовых реакторов и свыше 110 ядерно и радиационно опасных объектов иного назначения);
  • на ряде приповерхностных хранилищ РАО не была обеспечена надежная изоляция РАО от окружающей среды, требовалось создание новых пунктов захоронения РАО;
  • не были изолированы от окружающей среды большие объемы радиоактивных отходов (Теченский каскад водоемов, бассейны-отстойники и хвостохранилища организаций ядерного топливного цикла);
  • накоплено свыше 18,5 тыс. тонн отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Показатели заполнения хранилищ отработавшего топлива на АЭС с реакторами типа РБМК и ЭГП-6, пристанционных хранилищ РАО были близки к критическим отметкам;
  • источники ионизирующего излучения использовались более чем в 15,9 тыс. организаций, зачастую не имевших надлежащей защиты от террористической опасности;
  • не получили должного нормативного, правового и технологического решения проблемы реабилитации объектов, образованных ядерными взрывными технологиями (мирные ядерные взрывы);
  • не были реализованы в полной мере некоторые требования ратифицированных Россией международных актов в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
  • эксплуатируемые по 50–60 лет инженерные системы ряда ядерно и радиационно опасных объектов требовали экстренной реконструкции и модернизации.

Для комплексного решения накопившихся проблем в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 16 марта 2006 года была разработана федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (далее – ФЦП ЯРБ-1).

Программа предусматривала пять направлений деятельности:

1. Создание основных объектов инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами.
2. Практическое решение проблем, связанных с прошлой деятельностью (ядерное наследие).
3. Создание и совершенствование систем обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности в условиях нормальной эксплуатации и аварий.
4. Повышение защищенности персонала, населения и окружающей среды от радиационного воздействия.
5. Научное, информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности в области ядерной и радиационной безопасности.

Государственными заказчиками Программы выступали:

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (2008–2015 гг.);

Федеральное агентство по промышленности (2008 г.), Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (2008–2015 гг.);

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (2008–2015 гг.);

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (2008–2015 гг.);

Федеральное агентство по атомной энергии (2008 г.), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (2008–2015 гг.);

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (2008 г.), Министерство регионального развития Российской Федерации (2008 г.);

Федеральное медико-биологическое агентство (2008–2015 гг.);

Федеральное агентство морского и речного транспорта (2008–2015 гг.);

Федеральное агентство по науке и инновациям (2008–2009 гг.), Федеральное агентство по образованию (2008–2009 гг.), Министерство образования и науки Российской Федерации (2010–2015 гг.);

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» (2011–2013 гг.).

Реализация Программы сопровождалась существенными изменениями, в том числе организационно-правовых форм организаций атомной отрасли, нормативно-правого регулирования безопасности объектов использования атомной энергии, изменениями размеров бюджетного финансирования Программы, а также выявлением новых обстоятельств, связанных с состоянием ядерно и радиационно опасных объектов. Эти факторы обусловили своевременные внесения корректировок в Программу. Всего в рамках Программы завершено выполнение 335 мероприятий с фактическим объемом финансирования 143,6 млрд рублей, в том числе из средств федерального бюджета – 122,3 млрд рублей.

К концу 2015 года все установленные целевые индикаторы и показатели ФЦП ЯРБ-1 были выполнены или перевыполнены. Сводный показатель, характеризующий достижение основной цели Программы, выполнен на 109,7%. (подробнее – в интервью А.А. Абрамова). Особую роль в повышении эффективности Программы и достижении цели сыграли органы регулирования безопасности объектов использования атомной энергии, которыми была проведена масштабная комплексная работа по анализу и актуализации соответствующей нормативно-правовой базы.

Подробнее о реализации мероприятий ФЦП ЯРБ-1 можно узнать на сайте www.fcp-radbez.ru