- Василий Владимирович, добрый день! В начале этого года Вы вступили в должность директора по государственной политике в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО Госкорпорации «Росатом» и возглавили дивизион «Экологические решения». В атомной отрасли Вы прошли путь от инженера-технолога до технического директора Сибирского химического комбината, а с 2018 года занимали должность директора программ по выводу из эксплуатации в «ТВЭЛе».
Учитывая Ваш большой опыт, какие основные стратегические направления Вы определили для себя в рамках новой роли?
- Все основные направления деятельности обозначены в названии должности. Мы ориентированы на построение максимально эффективной системы управления по всем компонентам «атомного бэкэнда». Перед нами, как и раньше, стоит амбициозная задача ликвидации ядерного наследия и обеспечения новых условий, так, чтобы избежать накопления проблем в будущем.
Традиционно наша работа идет по трем направлениям – безопасное обращение с радиоактивными отходами, с отработавшим топливом и вывод из эксплуатации отслуживших свой срок ядерно и радиационно опасных объектов с последующей реабилитацией загрязненных территорий и их возвратом в хозяйственный оборот.
При этом, решая проблемы накопления ОЯТ нам одновременно необходимо взаимоувязать потребности развивающейся двухкомпонентной ядерной энергетики и международного бизнеса с имеющимися планами в этой области.
Также хочу отметить, что безопасность у нас всегда на первом месте. И это не только безопасность персонала и жителей, мы берем на себя ответственность за безопасность всех компонентов природной среды. С этой целью мы применяем на заключительных стадиях жизненного цикла наиболее экологичные решения, рассчитанные на весь срок жизни новых объектов. А это могут быть и миллионы лет, если речь идет о глубинной изоляции высокоактивных и долгоживущих отходов.
- Эти направления, что Вы обозначили, в большом объеме реализуются в рамках федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности» (ФЦП ЯРБ-2), которая была продлена до 2035 года. Какие работы выполняются сейчас в рамках этой программы?
- Действующая Программа включает более 130 мероприятий, в них участвуют более 200 организаций, причем не только из нашей отрасли. Участвуют также специализированные организации, институты Российской академии наук, ВУЗы. Продление Программы до 2035 года позволяет синхронизировать работу всех участников Программы с выделяемым финансированием, чтобы обеспечить достижение первоначально установленных целей.
В текущем году основные финансовые ресурсы на Программу сосредоточены на создании объектов инфраструктуры по обращению с ОЯТ и РАО и на практическом решении проблем, связанных с прошлой деятельностью.
На этот год запланировано завершение строительства комплекса по обращению с радиоактивными отходами на Курской атомной станции. Также на «Маяке» создается установка по переработке высокоактивных отходов, накопленных в результате выполнения оборонных программ, и ведется строительство хранилища остеклованных высокоактивных отходов.
Планомерно мы наращиваем мощности по финальной изоляции РАО. В настоящее время идет строительство пунктов приповерхностного захоронения твердых радиоактивных отходов 3-го и 4-го классов в Челябинской и Томской областях. Особое внимание руководства Госкорпорации «Росатом» сосредоточено на строительстве подземной исследовательской лаборатории вблизи Горно-химического комбината в Красноярском крае, которая определит возможность глубинной изоляции радиоактивных отходов 1-го и 2-го классов на выбранном участке.
Ежегодно осуществляется вывоз на централизованное долговременное хранение и переработка накопленного отработавшего ядерного топлива, а также удаление радиоактивных отходов из пунктов хранения, их приведение в безопасное состояние и передача на захоронение Национальному оператору по обращению с РАО (ФГУП «НО РАО»). Интенсивность этих работ в основном определяется выделяемым бюджетным и внебюджетным финансированием.
Продолжается вывод из эксплуатации. С начала действия Программы (2016 г.) уже вывели 48 ядерно и радиационно опасных объектов и реабилитировали полмиллиона квадратных метров территорий в 23 регионах России. По плану до 2035 года мы должны завершить эти работы еще на 28 объектах, включая 7 промышленных уран-графитовых реакторов, радиохимические производства и пункты хранения радиоактивных отходов «Радона», консервацию двух крупных пульпохранилищ Сибирского химического комбината и другие.
Развивая тему решения проблем ядерного наследия, отдельно стоит сказать об огромной работе по утилизации атомных подводных лодок и реабилитации территорий, которая ведется уже более 20 лет на Севере и Дальнем Востоке нашей страны. Мероприятия по данному направлению выполняются в рамках государственной программы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса». На сегодняшний день завершены беспрецедентные работы по утилизации 202 атомных подводных лодок (из 212), большого атомного разведывательного корабля и 12 судов атомного технологического обслуживания (из 15). В Мурманской области и Приморском крае создана уникальная береговая инфраструктура, обеспечивающая завершение жизненного цикла атомных кораблей ВМФ после прекращения их использования по проектному назначению. Эта инфраструктура может быть использована в будущем для такого масштабного проекта как Северный Морской Путь.
– Василий Владимирович, что обычно происходит с территорией после вывода объекта «ядерного наследия» из эксплуатации?
- По завершению всех работ можно довести территорию до «зеленой лужайки», то есть пригодной для любого использования: на ней можно строить всё, в том числе жилые здания. Этот вариант выглядит наиболее привлекательным, но он и самый дорогой. В рамках Программы такие решения реализуются в основном в крупных городах.
В других ситуациях по критериям радиационной безопасности и экономической целесообразности могут приниматься решения о выводе из эксплуатации по варианту «коричневой лужайки». В этом случае будущее использование территории имеет ряд ограничений, в том числе на жилое строительство, но на «коричневой лужайке» безусловно можно продолжать деятельность, связанную с использованием атомной энергии. Третий вариант – захоронение на месте. Он реализуется в самых сложных случаях, когда мы имеем дело с РАО из категории «особые». Особые РАО безопаснее не извлекать, а изолировать на месте, обеспечив такому пункту захоронения долговременную безопасность. Государство дало нам законодательную возможность использовать и такой вариант, если его безопасность научно обоснована. Он дает нам определенное преимущество перед другими странами, где есть только два варианта конечных состояний.
В настоящее время мы реализуем комплексный подход для всестороннего рассмотрения возможных и допустимых вариантов конечного состояния площадки с обоснованием наиболее оптимального. Эти исследования проводятся на 10 пилотных площадках в Москве, Томске, Санкт-Петербурге, Кирово-Чепецке, Новосибирске на предмет качественной оценки и обоснования стоимости их перевода в «зелёную» или «коричневую» лужайку. По проведенным предварительным оценкам, большинство пилотных площадок получат статус «коричневой лужайки», а, например, территория Московского филиала ФГУП «РАДОН» на Каширском шоссе может в будущем претендовать на статус «зеленой». В этой работе нам очень помогают цифровые технологии информационного моделирования и отечественные расчетные средства обоснования безопасности. Также сейчас мы проводим испытания различных робототехнических комплексов российского производства для последующего широкого внедрения в практику вывода из эксплуатации решений, показавших наибольшую эффективность.
- Каковы перспективы решения проблем ядерного наследия на предприятиях отрасли?
- За рубежом на решение подобных задач отводится порядка 100 лет.
У нас масштабные работы по ликвидации наследия стартовали в 2008 году. Тогда было много острых проблем, некоторые были совсем неотложными. Самые острые вопросы мы сняли к 2015 году в рамках первой ФЦП ЯРБ. Затем начался этап планомерного решения проблем. Этим мы сейчас и занимаемся в рамках ФЦП ЯРБ-2 и будем заниматься до 2035 года по определенному сценарию. Но и к этому времени, безусловно, о стопроцентном решении проблемы «ядерного наследия» говорить еще будет рано. Например, предстоит еще большая работа по выводу из эксплуатации остановленных блоков АЭС и многих объектов ЯТЦ.
Понятно, что скорость выполнения Программы сильно зависит от размеров выделяемого бюджетного финансирования. При строительстве новых объектов инфраструктуры есть момент, связанный с необходимостью импортозамещения. Из-за этих и ряда других внешних факторов сроки выполнения проектов могут растянуться. Поэтому при определении объемов финансирования по конкретным проектам, особенно непосредственно влияющим на целевые показатели Программы, мы исходим из необходимости их безусловного достижения. Разработанный в настоящее время проект внесения изменений в Программу обеспечивает достижение всех финальных значений целевых показателей в 2035 году при условии выделения соответствующего бюджетного финансирования.
- На просторах интернета гуляет множество мифов и слухов вокруг экологической обстановки в регионах расположения объектов использования атомной энергии. Как жителям узнать достоверную информацию о радиационной обстановке в своем регионе?
- После аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году атомная отрасль и государство в корне пересмотрели отношение к безопасности ядерно и радиационно опасных объектов. Сегодня в отрасли действует уникальная система раннего предупреждения аварий. Ее ключевой элемент – разветвленная сеть постов радиационного контроля. Многочисленные датчики находятся как на территории объекта, так и за его пределами. Данные с этих датчиков оперативно поступают не только специалистам самого предприятия, за ними круглосуточно следят в Москве в специальном ситуационно-кризисном центре. Данные с датчиков за пределами административных территорий самых «серьезных» предприятий Росатома есть в открытом доступе, их можно смотреть в режиме реального времени на специальном сайте Russianatom.ru. Это в основном 28 организаций и их филиалов в 30 регионах страны, аварии на которых могут затронуть безопасность жителей ближайших населенных пунктов.
Я считаю, что у жителей нет проблемы получить достоверную информацию. В том, что публикуется на сайте нет никакого лукавства. И в этом при желании тоже можно убедиться. В 29 регионах страны действуют территориальные системы радиационного мониторинга. Они находятся в ведении региональных властей, и на официальных сайтах региональных администраций можно найти месячные сводки о радиационной обстановке и сопоставить их с архивными данными Росатома. Со своей стороны, мы будем постепенно наращивать число точек мониторинга на карте. Кстати, за прошедшие 7 лет число постов выросло в два с лишним раза.
Что касается объектов и территорий, где выполняются мероприятия ФЦП ЯРБ, то в этой части мы тоже всегда старались вести открытый диалог с общественностью. Важные новости и ключевые результаты реализации мероприятий регулярно публикуются на портале фцп-ярб.рф и в социальных сетях. Ежегодно мы организуем 2-3 технических тура на площадки с участием членов Общественного совета Госкорпорации «Росатом», представителей экологических и общественных организаций, местных администраций, экспертного и научного сообществ, журналистов. Обеспечение публичности – это неотъемлемая часть нашей деятельности как заказчика-координатора Программы.
- Ваше мнение: каким будет будущее атомной энергетики в России? Каким Вы видите целевое состояние системы обращения с радиоактивными отходами, отработавшим ядерным топливом и ядерно и радиационно опасными объектами на этапе их вывода из эксплуатации и что для этого нужно предпринять?
- Накопление отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов – один из факторов, препятствующих широкомасштабному развитию ядерной энергетики в России. И одной из ключевых задач на сегодня является создание всей необходимой инфраструктуры по обращению с ними.
В части РАО мы ставим перед собой цель нарастить мощности таким образом, чтобы объемы образования этих отходов не превышали возможностей по их надежной изоляции. Также немаловажно расширение производств по переработке ОЯТ нового поколения. При этом переработка топлива имеет смысл только при условии вовлечения в ядерный топливный цикл регенерированных ядерных материалов и эффективных решений по обращению с радиоактивными отходами. На сегодняшний день в РФ реализуется комплексная работа по развитию радиохимических технологий, которые должны позволить создать оптимизированную структуру переработки ОЯТ, в том числе и с учетом экономических факторов. Углубленная переработка ОЯТ (с применением технологий фракционирования) с одной стороны может позволить сократить объемы и упростить обращение с РАО, подлежащих глубинному захоронению, с другой стороны такое решение может привести к существенному увеличению сроков промежуточного хранения отвержденных высокоактивных РАО до их захоронения и увеличить совокупные объемы РАО, подлежащих захоронению в приповерхностных ПЗРО. Отдельно можно выделить концепцию замкнутого ЯТЦ с двухкомпонентной атомной энергетикой развиваемую в рамках проекта «Прорыв» и предполагающую использование ОЯТ тепловых и быстрых реакторных установок в качестве сырьевой базы для реакторов на быстрых нейтронах.
Что касается вывода из эксплуатации, то это, действительно, очень перспективное для нас направление. По мере того, как многие объекты использования атомной энергии по всему миру приближаются к концу срока эксплуатации, формируется новая отрасль, и специализирующиеся на выводе из эксплуатации организации и инвесторы уже занимают позиции на этом рынке. Ожидаемое наращивание компетенций и опыта в этой области крайне необходимы, поскольку темпы вывода из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов должны быть такими, чтобы минимизировать риски и финансовые обязательства государства и эксплуатирующих организаций в будущем.
Для достижения этой цели нужно постоянно развивать науку и технологии, развивать законодательную и нормативно-техническую базы, заниматься обучением и увеличивать численность новых высококвалифицированных кадров. Сегодня мы стараемся переходить от концепции вывода из эксплуатации отдельных объектов (то есть отдельных зданий, сооружений, расположенных на промышленных площадках) к концепции комплексного вывода из эксплуатации площадок с рассмотрением целевого использования территории и, в ряде случаев, с учетом их возвращения в хозяйственный оборот. Особое внимание необходимо уделять принципам безусловной безопасности и циклической экономики, исключая дополнительные риски воздействия на персонал, население и окружающую среду. Для этого уже сейчас мы активно увеличиваем парк дистанционно управляемых машин и робототехнических комплексов, минимизирующих присутствие персонала при выполнении работ в условиях радиационного излучения.
Благодаря реализуемой федеральной целевой программе мы можем планомерно двигаться к намеченным целям и демонстрировать экологические преимущества использования атомной энергии. Решение накопленных экологических проблем объектов ядерного наследия, реабилитация загрязненных территорий и безопасное обращение с РАО и ОЯТ, безусловно, способствует устойчивому развитию народно-хозяйственного комплекса России.