На Ленинградской АЭС завершился вывоз ядерного топлива с остановленных для вывода из эксплуатации энергоблоков № 1 и 2
С энергоблока №2 с реактором РБМК-1000 Ленинградской АЭС отправлен последний рейс вагона-контейнера с ядерным топливом. Таким образом, с остановленных ранее для вывода из эксплуатации энергоблоков ЛАЭС №1 и 2 полностью удалено ядерное топливо. Работу выполнила команда специалистов в составе порядка 150 человек, включая сотрудников атомной станции и подрядных организаций.
«Для нас это стало очередным вызовом - выполнить масштабную работу, включающую в себя разработку оборудования, обоснований безопасности и лицензирование деятельности. Наши сотрудники не только первыми в стране выполнили удаление ядерного топлива, но и приняли участие в разработке специального оборудования для обращения с топливом, не имеющего аналогов в мире», - отметил Аркадий Соколовский, заместитель главного инженера по безопасности и надёжности Ленинградской АЭС.
Часть ядерного топлива с остановленных энергоблоков №1, 2 (1740 тепловыделяющих сборок) была вывезена на энергоблоки №3, 4 для дожигания, остальная часть перевезена в хранилище отработавшего ядерного топлива для подготовки к отправке на переработку в ФГУП «ПО «Маяк» или на длительное хранение в ФГУП «ГХК».
В настоящее время на энергоблоках демонтируется оборудование для обращения с топливом, а также готовится комплект документов для направления в Ростехнадзор для получения лицензии на вывод из эксплуатации энергоблока № 2. В феврале 2025 года планируется получении лицензии на вывод из эксплуатации энергоблока №1.
За время эксплуатации атомных электростанций с реакторами РБМК-1000 на площадках Ленинградской, Курской и Смоленской АЭС было накоплено большое количество ОЯТ. Ситуация с хранением ОЯТ РБМК была критической: хранилища на станциях были заполнены, в частности, на ЛАЭС - на 90%. Для обеспечения бесперебойной безопасной эксплуатации энергетических реакторов РБМК-1000 необходим своевременный вывоз с площадок АЭС топлива и размещение его на централизованное хранение. Для решения этой проблемы Концерном «Росэнергоатом» были построены на АЭС узлы разделки ОТВС РБМК. Начиная с 2012 года ОЯТ РБМК в штатном порядке вывозится на хранение в специально созданное в рамках ФЦП ЯРБ-1 на ФГУП «ГХК» «сухое» хранилище . В 2015 году ситуация с критическим накоплением ОЯТ на АЭС была решена и в рамках ФЦП ЯРБ-2 ежегодно топлива вывозится больше, чем выгружается.
Суммарно к концу 2024 года вывезено и установлено на «сухое» хранение около 70 тыс. ОТВС РБМК-1000.
Источник: Концерн «Росэнергоатом»