Главная Общество Новости Новости о программе

Как сегодня работает система ликвидации ядерного наследия и каков перспективный путь её совершенствования?

18 ноября 2021 года состоялся «круглый стол» на тему: «Как сегодня работает система ликвидации ядерного наследия и каков перспективный путь её совершенствования?», организованный редакцией портала фцп-ярб2030.рф в рамках работы по обеспечению функционирования специализированной дискуссионной площадки на портале с обсуждением важных вопросов по тематике ядерной и радиационной безопасности. С установочным докладом выступил руководитель Комиссии по экологии Общественного совета Госкорпорации «Росатом», генеральный директор ООО «Экологический правовой центр «Беллона» – Никитин Александр Константинович.

Ф1.png

Фото: Фрагмет видео-конференц-связи круглого стола, доклад ФГУП «НО РАО»

Эти проблемы уже были предметом обсуждения, в том числе на портале [1, 2]. Новая встреча со специалистами нужна общественности, чтобы еще раз привлечь внимание к нерешенным вопросам и оценить произошедшие за последнее время сдвиги. Для круглого стола были отобраны 13 вопросов, ответить на них организаторы попросили профильных специалистов Госкорпорации «Росатом», ФГУП «НО РАО», ФГУП «РАДОН», ИПЭ УрО РАН и ИБРАЭ РАН. Круглый стол проводился в формате онлайн, модератором мероприятия выступил профессор НИЯУ МИФИ Владимир Решетов.

Александр Никитин в своем выступлении пояснил, что заинтересованная экологическая общественность внимательно следит за ходом работ по ликвидации ядерного наследия в рамках ФЦП ЯРБ-2, анализирует материалы публичных выступлений руководителей и специалистов отрасли. Озабоченность вызывают такие вопросы, как юридическая неопределенность понятия «ядерное наследие», размытые критерии «ликвидации ядерного наследия», перспективы работ по объектам, не включенным в ФЦП ЯРБ-2, статус объектов по закачке ЖРО в недра и другие. Представитель ИБРАЭ РАН Ирина Абалкина рассказала об особенностях понятия «ядерное наследие» в контексте решения проблем прошлой хозяйственной деятельности в России и за рубежом. Она пояснила, что единого определения «ядерного наследия» нет. Учитывая различные национальные варианты решения прошлых экологических проблем и управления объектами использования атомной энергии в работу по «ядерному наследию» могут включаться разные категории объектов. Комментируя предложение четко определить термин в будущем федеральном законе о ядерном наследии, Ирина Абалкина сказала, что разработка данного закона нацелена в основном на разграничение ответственности и функций в части вывода из эксплуатации. О масштабных планах отрасли в части вывода из эксплуатации рассказал специалист ИБРАЭ РАН Дмитрий Бирюков. Представитель ФГУП «РАДОН» Анна Талицкая обратила внимание участников на серьезную проблему, от решения которой будут зависеть темпы работ по выводу из эксплуатации. В стране сегодня нет достаточного количества полигонов для захоронения промышленных отходов с повышенным содержанием радионуклидов, которые не относятся к категории РАО. Ситуацию с тремя российскими полигонами закачки ЖРО прокомментировал заместитель генерального директора ФГУП «НО РАО» Александр Барышев. Он отметил, что действующие полигоны могут безопасно эксплуатироваться для обеспечения текущей деятельности предприятий. Что касается дальнейшей судьбы полигонов, НО РАО планирует уже в ближайшее время приступить к разработке концепции их закрытия.

Значительная часть обсуждение была посвящена объектам, которые по существу относятся к ядерному наследию, но пока не включены в Программу. Это - ядерно и радиационно опасные объекты, затонувшие и затопленные в морях северо-западной Арктики, а также объекты мирных ядерных взрывов, радиационно-загрязненные территории уранодобывающих предприятий и др. Проблему затопленных объектов прокомментировал Александр Григорьев, начальник отдела международных проектов Госкорпорации «Росатом». Опираясь на многолетний опыт сотрудничества с экологическими организациями Северо-Запада, в первую очередь, Беллоной, он высоко оценил усилия общественных активистов, будирующих внимание в том числе руководителей отрасли и регионов и помогающих включить еще нерешенные вопросы обеспечения ЯРБ в круг задач, решаемых в рамках федеральной Программы. По словам Александра Григорьева долгое время основным препятствием для начала работ по затопленным объектам оставался вопрос их ведомственной принадлежности. Сейчас на уровне Правительства принято решение, что этим будет заниматься Госкорпорация «Росатом», есть договоренность о выделении международного гранта на программу обследования затопленных объектов в российской части Арктики по программе Экологическое партнерство «Северное измерение» (NDEP).

Основные организационно-правовые вопросы, связанные с ликвидацией объектов мирных ядерных взрывов, коротко очертил директор Международного центра по экологической безопасности Альберт Васильев. Он объяснил, что имеющийся научный задел в этой области пока не получает развития в основном по тем же причинам, что и в случае с затопленными объектами. Это – нерешенность вопроса о ведомственной принадлежности, отсутствие финансирования и стратегических решений. Проблему ликвидации хвостохранилищ и территорий, загрязненных отвалами уранодобывающих предприятий, кратко прокомментировал ведущий научный сотрудник ИПЭ УрО РАН Алексей Екидин. Приведя в качестве примера заброшенный урановый рудник на Чукотке, он подчеркнул, что стратегия отложенных решений в отношении реабилитации таких объектов не создает угроз для безопасности людей, но, безусловно, вредит репутации атомной отрасли.

В заключение встречи специалист ИБРАЭ РАН Дамир Ильясов рассказал об основных задачах в области экономики атомной отрасли, от решения которых во многом зависит эффективность работ по ликвидации объектов ядерного наследия, и о подходах к их решению. Для реалистичной оценки стоимости проектов по выводу из эксплуатации, успешного проектного менеджмента и долгосрочного планирования деятельности критически важен качественный сбор данных, учет взаимосвязей и планов развития инфраструктуры, перспективы дальнейшего использования объектов и территорий, оптимизация критериев обоснования безопасности и др. Работы в этом направлении ведутся, в том числе в ИБРАЭ РАН, развивается методология, информационные технологии и методы управления данными. По сегодняшним оценкам стоимость полного решения проблемы ядерного наследия превышает 2 трлн. рублей в текущих ценах. Большую часть этих средств нужно будет вложить после завершения ФЦП ЯРБ-2.

Подводя итоги мероприятия от лица общественности Александр Никитин сказал о необходимости включить некоторые из поднятых вопросов в план деятельности Рабочей группы Общественного Совета Госкорпорации «Росатом» на следующий год. Выражая мнение специалистов, Ирина Абалкина подчеркнула важность всего комплекса обсуждавшихся вопросов – законодательных, организационных, экономических, научно-технических и коммуникационных – для эффективного решения проблем ядерного наследия. Для более подробного знакомства с результатами работ по ликвидации объектов наследия, включенных в ФЦП ЯРБ, она порекомендовала обратиться к сводному информационно-аналитическому материалу «Итоги реализации ФЦП ЯРБ-2 в 2016-2020 гг.», недавно выложенному на Портале.

   Ф2.png

Ф3.png

Фото: Фрагмет видео-конференц-связи круглого стола, доклад Абалкиной И.Л.

Вернуться к списку новостей