Главная Общество Новости Новости о программе

Белоярская АЭС завершит вывоз отработавшего топлива реакторов АМБ к 2023 году

Перейти к новостям мероприятия
Белоярская АЭС завершит вывоз отработавшего топлива реакторов АМБ к 2023 году

Белоярская атомная станция (БАЭС) начала вывоз отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) с окончательно остановленных энергоблоков №1 и №2 с реакторами АМБ-100 и АМБ-200 на радиохимическую переработку на ПО «Маяк». До конца 2017 года в Челябинскую область должны уйти несколько эшелонов со спецвагонами с ОЯТ. 

Первый и второй энергоблоки Белоярской АЭС с уран-графитовыми канальными реакторами АМБ-100 и АМБ-200 (от «Атом мирный большой») стали «прародителями» для серии более мощных канальных реакторов РБМК-1000. На них отрабатывались элементы технологии, разновидности топлива и конструкционных материалов, пишет , газета «Быстрый нейтрон». Энергоблок № 1 (АМБ-100) отработал 17 лет – с 1964 по 1981гг, АМБ-200 работал с 1967 по 1989 год. Первый блок остановили в связи с исчерпанием его ресурса, второй мог работать дольше, но после Чернобыля все АЭС были приведены к более высоким требованиям безопасности, вкладывать средства в модернизацию АМБ-200 посчитали нерентабельным.

В силу уникальности реакторов АМБ их тепловыделяющие сборки, содержащие трубки–твэлы с топливом, имели свою специфику, в том числе по размерам. Делать для двух реакторов отдельную производственную линию по разделке сборок с ОЯТ в советское время сочли нецелесообразным, задачу отложили на будущее. Такая ситуация была характерна и для большинства других объектов – не рассматривались вопросы заключительных стадий жизненного цикла, нерешенные проблемы накапливались. Сборки с ОЯТ за все годы работы энергоблоков оставались на хранение в приреакторных бассейнах выдержки. В период 1970– 1980гг примерно треть из них вывезли на ПО «Маяк» и продолжили хранить там.

Энергоблоки были окончательно остановлены, но, по международным нормам не могли выводиться из эксплуатации пока на них осталось отработавшее топливо. Оставшееся ОЯТ из них выгрузили в бассейны выдержки, технологические отверстия в самих реакторах загерметизировали (в том числе с использованием особой смолы-консерванта).

В рамках подготовки к вывозу ОЯТ, РФЯЦ–ВНИИТФ и «Уралхиммаш» разработали транспортно-упаковочный контейнер ТУК-84/1 - цилиндр 15-метровой длины массой 90 тонн, изготовленный из рулонной стали особых марок, подтвердил надежность по итогам серии испытаний. Для перевозки ТУКа ЦКБ «Трансмаш» и Тверской вагоностроительный завод в 2007 году разработали железнодорожный спецвагон ТК-84/1 грузоподъёмностью 180 тонн. Чтобы принимать вагон БАЭС модернизировала железнодорожный узел. Также была разработана технология выгрузки кассет с ОЯТ из бассейна выдержки, загрузки их в ТУК, а затем ТУКа в спецвагон, что также потребовало реконструкции на территории станции.

Пока шли подготовительные работы, ОЯТ требовалось продолжать безопасно хранить на БАЭС. Поэтому в 2009 – 2011 годах кассеты с тепловыделяющими сборками 60-х годов, которые тогда изготавливали из углеродистой стали, поместили в дополнительные чехлы–пеналы из нержавеющей стали.

В 2012 году были начаты работы по сооружению комплекса по обращению с ОЯТ реакторов АМБ на заводе РТ-1 ПО «Маяк». В 2015 году комплекс разделки и пеналирования ОЯТ АМБ (первый этап) введен в эксплуатацию.

В 2016 году успешно состоялась пробная отправка кассеты с ОЯТ на ПО «Маяк». Технологическая схема отправки была разработана с учётом всех требований безопасности, для этого Белоярская АЭС и ПО «Маяк» ранее совместно провели ряд испытаний. До конца 2017 года в Челябинскую область будет отправлено несколько эшелонов, в каждом из которых по нескольку спецвагонов с ОЯТ, сообщает Управление информации и общественных связей Белоярской АЭС. Далее они будут курсировать челночными рейсами, постепенно освобождая приреакторные бассейны остановленных энергоблоков. Полностью вывезти отработавшее ядерное топливо первых двух энергоблоков Белоярской АЭС планируется к 2023 году.

Отработавшее топливо действующих реакторов БН-600 и БН-800 уже не остается на станции, а регулярно отправляется на переработку. В перспективе такой подход приведет к созданию замкнутого ядерно-топливного цикла, при котором хранить ОЯТ не потребуется: оно будет перерабатываться и вновь возвращаться в производственный цикл.

Работы по транспортировке и переработке отработавшего ядерного топлива с реакторов АЭС ведутся в рамках Федеральной целевой программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года» (ФЦП ЯРБ-2). Программа предполагает вывоз и переработку на ФГУП «ПО «Маяк» ОЯТ не только энергетических, но и промышленных и исследовательских ядерных установок.

Помимо Белоярской АЭС работы по подготовке к выводу энергоблоков идут на Нововоронежской АЭС (1-й и 2-й блоки) и Билибинской АЭС (1-4 блоки).

В 2017 году продолжались работы по подготовке к удалению из хранилищ накопленного отработавшего ядерного топлива реакторных установок РБМК-1000 на Ленинградской и Курской АЭС. Планируется вывезти с площадок АЭС и разместить на долговременное хранение ОЯТ РБМК-1000 в «сухом» хранилище ХОТ-2 на ФГУП «ГХК».

Кроме того, выполнена транспортировка всех оставшихся на ФГУП «ГХК» блоков ОДАВ на ФГУП «ПО «Маяк». На данный момент осуществляется переработка доставленных на ФГУП «ПО «Маяк» блоков ОДАВ, которая завершится в конце 2017 года.

Вернуться к списку новостей