Александр Абрамов: «К 2030 году планируем на 90% решить накопленные проблемы с ОЯТ»

ФЦП ЯРБ-2 предполагает не только решение проблем накопленного ядерного наследия, но и создание уникальной технологической инфраструктуры для завершающей стадии ядерного топливного цикла.

В конце 2015 года Правительство РФ утвердило вторую Федеральную целевую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016–2020 годы и на период до 2030 года» (ФЦП ЯРБ-2). Заместитель директора по государственной политике в области радиоактивных отходов (РАО), отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и вывода из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов (ВЭ ЯРОО) Госкорпорации «Росатом» Александр Абрамов рассказывает о ходе реализации программы и ее наиболее важных задачах.

Александр Анатольевич, каковы приоритеты и отличия новой ФЦП ЯРБ-2?

– Приоритетом новой программы станут физические работы по ликвидации объектов наследия: переработка ОЯТ, не подлежащего длительному хранению, включая дефектное топливо, вывод из эксплуатации остановленных ПУГРов, освобождение площадок предприятий от радиоактивных отходов, находящегося в федеральной собственности и захоронение этих РАО. Объем работ по объектам наследия увеличен более чем в 2 раза по сравнению с перовой программой.

Параметры второй программы существенно отличаются от параметров первой ФЦП по срокам и объемам финансирования. Срок действия ФЦП ЯРБ-1 был рассчитан на 8 лет, а ФЦП ЯРБ-2 – уже на 15 лет. Это объясняется масштабностью и сложностью стоящих задач. Зарубежный опыт показывает, что программы по ядерному наследию реализуются на протяжении десятков лет. По наиболее сложным объектам ядерного наследия сроки ведения работ могут охватывать десятилетия. Великобритания, например, предполагает завершить работы на площадке Селлафилд к 2120 году.

Россия не является исключением. Масштаб и сложность накопленных проблем предполагали разработку долгосрочной программы. Поэтому новая программа рассчитана на 15 лет с выделением 3 этапов продолжительностью 5 лет каждый. Это решение позволяет, с одной стороны, зафиксировать завершение работ по конкретному объекту, с другой, обеспечить гибкость и высокую степень управления программой.

Второе важное отличие – объем финансирования. Общий объем финансирования увеличился практически в 4 раза, и что очень важно, в 9 раз увеличен объем финансирования из внебюджетных источников.

– Какие организации принимают участие в формировании новой ФЦП ЯРБ-2?

– В программе, наряду с госкорпорацией «Росатом», участвуют еще 4 государственных заказчика: Минпромторг России, ФМБА России, Министерство образования и науки РФ и Ростехнадзор.

Все госзаказчики представлены в направлении практического решения проблем ядерного наследия. В программу включены работы по вывозу ОЯТ из МИФИ, вывод из эксплуатации объектов Курчатовского института, утилизация судов АТО Минпромторга, переработка и освобождение площадок судостроительных предприятий от РАО, окончательная реабилитация объектов ФМБА. При финансировании Росатома ФМБА России завершит работы по строительству медицинской санитарной части для персонала Ростовской АЭС.

Считаю, что в работе над новой программой мы смогли учесть весь спектр мнений и предложений заинтересованных сторон. Были запрошены предложения 58 организаций Росатома, 13 других ведомств и 83 субъектов Федерации.

– Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях новой программы.

– Структура программы включает в себя 4 основных направления.

Самое объемное направление – «Перевод объектов ядерного наследия в безопасное состояние с их последующей ликвидацией». Здесь реализуются основные работы по выводу из эксплуатации ЯРОО, захоронению РАО и обращению с ОЯТ.

Наиболее масштабные проекты:

  • вывод из эксплуатации ПУГР,
  • утилизация атомных ледоколов «Сибирь» и «Арктика»,
  • ликвидация неиспользуемых зданий и сооружений химикометаллургического, радиохимического заводов и пунктов хранения ЖРО ФГУП «ПО «Маяк»,
  • ликвидация корпусов производства по разделению изотопов урана ОАО «Ангарский электролизный химический комбинат»,
  • ликвидация радиохимического завода ФГУП «ГХК», зданий и сооружений ОАО «Новосибирский завод химконцентратов»,
  • консервация открытых водоемов-хранилища РАО и пульпохранилищ ФГУП «ГХК», ФГУП «ПО «Маяк» и АО «СХК».
  • кондиционирование и вывоз на захоронение радиоактивных отходов с предприятий Минпромторга России, Министерство образования РФ, «НИЦ «Курчатовский институт», предприятий Росатома
  • вывоз на хранение и переработка ОЯТ.

– Какие новые объекты будут построены в рамках программы?

– В отдельное направление выделены все работы в области капитальных вложений.

В рамках данного направления будет реализовано 3 крупных мероприятия:

  • строительство пунктов захоронения РАО 3-го и 4-го класса (Челябинская область, Томская область, Свердловская область),
  • строительство пункта глубинного захоронения радиоактивных отходов 1-го и 2-го классов (Красноярский край, Нижне-Канский массив),
  • строительство региональных комплексов переработки радиоактивных отходов (в филиале «Судоремонтный завод «Нерпа» ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» и ОАО «Центр судоремонта «Звездочка», высокоактивных отходов и твердых радиоактивных отходов на ФГУП «ПО «Маяк», ФГП «Радон»).

– Расскажите, пожалуйста, о других направлениях новой программы.

– Третье направление – развитие систем обеспечения ядерной и радиационной безопасности применительно к объектам наследия.

Основные проекты этого направления:

  • модернизация системы безопасности транспортирования радиоактивных материалов и модернизация информационно-коммуникационной инфраструктуры обеспечения ядерной и радиационной безопасности отрасли за счет собственных средств Росатома,
  • сопряжение ведомственной АСМРО ГК с единой государственной АСМРО за счет собственных средств Росатома,
  • оценка последствий химического и радиоактивного загрязнения окружающей среды в границах зон влияния объектов ядерного наследия,
  • реконструкция и оснащение 8 медицинских учреждений ФМБА,
  • разработка и внедрение высокотехнологичных методов, медицинских средств и оборудования для профилактики, диагностики, лечения и реабилитации персонала ядерно и радиационно опасных производств и населения.

Четвертое направление – научно-методическое сопровождение работ в области обеспечения ЯРБ. Основные проекты включают в себя:

  • отработка в промышленном масштабе малоотходной экстракционной технологии переработки ОЯТ,
  • разработка и внедрение технологий переработки всех видов РАО, накопленных на территории РФ,
  • отработка в промышленном масштабе технологии обращения с радиоактивным графитом,
  • разработка технологии извлечения и кондиционирования накопленного битумного компаунда.

– Какие накопленные проблемы ядерного наследия будут решаться в приоритетном порядке?

– Основной объем финансирования программы приходится на физические работы по ликвидации объектов наследия и работы по созданию необходимой инфраструктуры для решения проблем наследия. Это составляет более 70% и 20% объемов финансирования программы соответственно.

К 2030 году планируется на 90% решить накопленные проблемы в области обращения с отработавшим ядерным топливом. Полностью будет переработано дефектное отработавшее ядерное топливо. Всё «старое» отработавшее ядерное топливо реакторов ВВЭР-1000, а это федеральная собственность, будет переведено на «сухое» долговременное хранение. 84 % накопленного отработавшего ядерного топлива РБМК-1000 будет вывезено с объектов временного хранения на АЭС и размещено на долговременное «сухое» хранение (сроком до 70 лет). На площадке ФГУП «ГХК» будет создан полный комплекс обращения с ОЯТ, включающий завод по переработке ОЯТ нового поколения.

Из исследовательских центров и организаций Минобрнауки России будет вывезено и переработано все накопленное в предыдущие годы отработавшее ядерное топливо.

В ходе реализации мероприятий в области обращения с отработавшим ядерным топливом будут существенно увеличены темпы выполнения работ, ежегодный вывоз ранее накопленного отработавшего ядерного топлива возрастет в 1,5 раза.

Продукты переработки ОЯТ (уран, плутоний) планируется повторно использовать в топливном цикле, для чего уже в 2015 году начал функционировать завод по фабрикации МОКС-топлива для реакторов на быстрых нейтронах, а также реализуется проект по фабрикации уран-плутониевого топлива для тепловых реакторов РЕМИКС.

– Какие результаты будут достигнуты атомной отраслью при успешном выполнении этой федеральной программы?

– Выполнение мероприятий по обращению с РАО в рамках программы позволит перейти от работ по обеспечению безопасности отдельных объектов ядерного наследия к системному и взаимоувязанному решению проблем в области обращения с РАО как накопленных, так и вновь образующихся.

В области обращения с РАО планируется создать всю необходимую инфраструктуру для прекращения накопления РАО на территории РФ.

Это объекты окончательной изоляции для всех типов РАО и региональные комплексы по переработке накопленных ТРО и ЖРО для приведения РАО к критериям приемлемости. В результате будет решена главная задача – объемы захоронения будут превышать объемы образования РАО. Создание инфраструктуры позволит уже в этой программе захоронить более 30% всего накопленного ТРО, находящегося в федеральной собственности.

Будут завершены работы по консервации всех открытых водоемов- хранилищ РАО. Общий объем радиоактивных отходов в данных хранилищах составит чуть более 4 млн.куб.м. Сбросы ЖРО в открытые водоемы-хранилища будут полностью прекращены. Завершится создание Единой государственной системы обращения с РАО.

– Каковы планы программы в области вывода из эксплуатации ЯРОО?

– В области вывода из эксплуатации начнутся работы по новым объектам, которые ранее были вне сферы ее деятельности, в том числе объектам Минобороны России, атомному ледокольному флоту. В результате реализации программы будет полностью закрыта тема с утилизацией самых сложных объектов атомного флота. Планируется провести утилизацию двух атомных ледоколов («Арктика» и «Сибирь»), полностью завершить работы по утилизации плавучих технических баз «Лотта» и «Лепсе» и судов атомного технологического обслуживания, находящихся в ведении предприятий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Помимо крупных объектов предусмотрено провести полную дезактивацию десятков лабораторий научных организаций Российской Академии наук. Существенно возрастет количество организаций, на территории которых будут полностью завершены работы по наследию (около 50 организаций).

В рамках программы будет осуществлен переход к масштабной ликвидации остановленных ЯРОО, отнесенных к категории объектов с высокой степенью потенциальной опасности. К ним относятся объекты, использовавшиеся для наработки оружейного плутония, крупные оборонные производства.

Выполнение Программы позволит вывести из эксплуатации и ликвидировать 82 ядерно опасных и радиационно опасных объекта, в том числе 7 промышленных уран-графитовых реакторов, 18 исследовательских ядерных установок, 20 объектов ядерного топливного цикла.

– К каким другим важным результатам приведет выполнение ФЦП ЯРБ-2?

– По результатам реализации программы ожидаются и косвенные положительные эффекты в социальной сфере, экономических показателях эксплуатирующих организаций, в том числе в форме увеличения объема средств на реновацию промышленных площадок и экспорт технологий в области завершающих стадий.

Реализация программы в период 2016-2030 годов позволит обеспечить необратимые положительные изменения в области обращения с радиоактивными отходами, отработавшим ядерным топливом и выводом из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов, в том числе прекратить накопление ОЯТ и РАО на территории Российской Федерации и в долгосрочной перспективе обеспечить сокращение накопленного ОЯТ и РАО.

Отправить мнение

CAPTCHA