В этом году в рамках структурных изменений в организации деятельности ФГУП «НО РАО» Сергей Александрович Дерябин возглавил предприятие.
Сергей Александрович более 20 лет работает в атомной отрасли. Он начинал свою деятельность на Приборостроительном заводе в г. Трёхгорном, работал во ФГУП «РосРАО» (сейчас ФГУП «ФЭО»), затем в Дирекции по государственной политики в области обращения с РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО Госкорпорации «Росатом», где отвечал за направление по выводу из эксплуатации ядерно радиационно опасных объектов и реабилитацию радиоактивно загрязненных территорий. Кроме того С.А. Дерябин хорошо знаком с международным опытом и лучшими зарубежными практиками, представляя Госкорпорацию в нескольких экспертных группах МАГАТЭ и АЯЭ/ОЭСР.
Мы побеседовали с Сергеем Александровичем, чтобы из первых уст узнать о его планах по развитию Национального оператора как ответственной экологической организации в сфере обращения с радиоактивными отходами.
Сергей Александрович, с учетом Вашего опыта, в чем Вы видите миссию Национального оператора сегодня?
Национальный оператор создан для обеспечения безопасного захоронения радиоактивных отходов. Эта деятельность неразрывно связана с процессами генерации РАО, их переработки и приведения к критериям приемлемости для захоронения. Масштаб работ значительный, поскольку речь идет и о ликвидации ядерного наследия, и об обеспечении текущих потребностей эксплуатирующих организаций. При этом мы не должны перекладывать решение проблем РАО на плечи будущих поколений, нельзя также забывать об их безопасности.
В этих условиях Национальный оператор является движущей силой развития технологий по обращению с РАО с целью снижения объемов их образования. Через тариф захоронения РАО у эксплуатирующих организаций возникает экономический интерес к снижению объемов захоронения РАО, в том числе за счет внедрения новых технологий переработки отходов как при эксплуатации объектов использования атомной энергии, так и при их выводе из эксплуатации.
Как Вы оцениваете динамику развития Национального оператора?
Первые пять лет с момента создания НО РАО в 2011 году шло структурное оформление организации и формировался будущий облик ЕГС РАО. В этот период нужно было провести инвентаризацию, подготовить прогнозы образования РАО и четко зафиксировать объемы накопленных РАО.
С 2016 по 2022 годы – период технологического становления. Появляются первые результаты, начинают принимать РАО новые пункты захоронения. Сейчас начался третий этап. Идет адаптация под меняющиеся условия и потребности отрасли, перестраиваются внутренние процессы для повышения эффективности деятельности.
Вместе с взрослением предприятия эволюционирует и инвестиционная программа – это тот документ, который устанавливает долгосрочные планы того, что где и когда мы строим. Сейчас мы имеем введенные в эксплуатацию первую и вторую очереди ПЗРО в Новоуральске (общей вместимостью порядка 55 тыс. м3 РАО), строящиеся первые очереди ПЗРО в Озерске и Северске (примерно 45 тыс. м3 каждая). В этом году планируем полностью завершить на этих объектах монолитные работы и создать наземную инженерно-технологическую инфраструктуру. Все работы нужно завершить в 2025 году и с 2026 года начать прием РАО. Это существенно повысит темпы захоронения РАО. Кроме этого, мы продолжаем поиск перспективных площадок в других регионах.
Таким образом, предприятие динамично развивается и моя задача как руководителя обеспечить требуемые темпы захоронения РАО, гарантируя при этом радиационную безопасность населения в долгосрочной перспективе.
Какие ближайшие планы по развитию мощностей захоронения стоят перед Национальным оператором?
При создании новой инфраструктуры для захоронения РАО мы исходим из необходимости обеспечить захоронение накопленных удаляемых РАО (из итогов первичной регистрации), эксплуатационных РАО и РАО от вывода из эксплуатации объектов ядерного наследия.
Помимо этого, система планирования новых пунктов захоронения РАО должна коррелировать с имеющимися масштабными планами развития отрасли. Задачи ставятся весьма амбициозные - создание двухкомпонентной атомной энергетики и развитие радиохимических программ для ее обеспечения. А в дальнейшем необходимо смотреть и на задачи, связанные с развитием термоядерных технологий. Это требует переосмысления наработанного подхода к созданию инфраструктуры и адаптации развития будущих пунктов захоронения с учетом логистической составляющей.
Какими подходами к выбору площадок для захоронения руководствуется Национальный оператор?
Можно выделить три основных критерия - гидрогеологические свойства площадки размещения, экономическая составляющая (инфраструктура и логистика) и общественная приемлемость. Сейчас ПЗРО размещены вблизи площадок присутствия крупных комбинатов Госкорпорации «Росатом». Это позволяет пользоваться действующей инфраструктурой, минимизировать риски радиационных аварий при перевозках РАО. Подобному подходу, в основном, мы планируем следовать и далее, при этом расширяя географию присутствия в соответствии с географией и потребностями атомной отрасли.
Как ведется работа Национального оператора с общественностью?
Я уже упомянул о важности информационного взаимодействия с общественностью. Мы открыто предоставляем всем желающим информацию о нашей деятельности посредством интернет-ресурсов, организуем технические туры для журналистов и представителей местной и региональной общественности на наши производственные площадки, регулярно участвуем в общественных мероприятиях, посвященных обращению с радиоактивными отходами, выводу из эксплуатации ядерных и радиационно опасных объектов, экологической тематике и так далее.
Эта работа, безусловно, серьезная, и мы будем ее совершенствовать, в том числе и искать новые подходы и методы работы с регионами с целью предоставления своевременной и объективной информации. Для оценки собственной безопасности людям нужна не только надлежащая информация, в первую очередь необходимо доверие к источнику этой информации. Чтобы добиться этого мы проводим общественные обсуждения, а также регулярно предоставляем информацию о планах и ходе работы в доступном для широкой общественности формате.
Сергей Александрович, какие основные задачи и вызовы стоят перед возглавляемой Вами организацией?
Задачи перед Национальным оператором ставятся чёткие – обеспечить требуемые темпы сооружения пунктов захоронения РАО с учетом перспектив развития атомной отрасли. Наша цель – прийти к 100% удовлетворению потребностей отрасли и внеотраслевых организаций в захоронении радиоактивных отходов.
Еще одна актуальная проблема – качественное проектирование объектов и обоснование их безопасности. Исторически проектирование таких сложных и ответственных объектов как ПЗРО велось в процессе формирования современных требований к обоснованию их безопасности, и некоторые решения за этот долгий цикл уже должны быть пересмотрены и изменены на более эффективные. Должна произойти разумная унификация технических и технологических решений, закладываемых в проектную документацию.
Сам процесс строительства тоже должен быть модернизирован с учетом специфики объектов: ограниченный круг подрядчиков, необходимость организации длинных циклов строительства и привлечения более квалифицированных подрядных организаций и т.д.
Для этого необходимо совершенствование внутренних процессов НО РАО, что требует повышения адаптивности процессов проектного управления. Внутренние и внешние вызовы должны находить оперативный отклик на всех уровнях принятия решений. Пути решения намечены и, я думаю, в ближайшее время мы эти проблемы успешно решим.
От редакции портала желаем Сергею Александровичу и Национальному оператору по обращению с РАО успехов в достижении поставленных целей!