21 декабря 2021 года на заседании Общественного совета Госкорпорации «Росатом» обсудили результаты реализации ФЦП ЯРБ-2 за период 2016-2021 гг. С докладом выступил Директор по государственной политике в области обращения с ОЯТ, РАО и ВЭ ЯРОО Госкорпорации «Росатом» Олег Васильевич Крюков.
Далее в статье приведены основные фрагменты его выступления, сгруппированные по соответствующим темам.
В 2020 году успешно завершен первый этап ФЦП ЯРБ-2
ФЦП ЯРБ-2 является продолжением «первой» Программы, которая реализовывалась в 2008-2015 гг. и была направлена на первоочередные мероприятия в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности и реализацию противоаварийных работ.Ключевые направления и индикаторы Программы представлены на слайде:
Фрагмент презентации Крюкова О.В.
Работы по выводу из эксплуатации выполняются на уникальных объектах
В области вывода из эксплуатации за первые пять лет реализации Программы были выведены из эксплуатации 35 ядерно и радиационно опасных объектов на 14 предприятиях в 12 регионах РФ – это объекты ядерного топливного цикла, такие как производство твэл для ПУГР на ПАО «НЗХК», пункты хранения радиоактивных отходов, исследовательские установки.
В 2021 году завершены работы еще на 5-ти, продолжаются работы на 32 объектах. К 2030 году суммарно планируется завершить вывод из эксплуатации 76 ядерно и радиационно опасных объектов, в том числе 7 промышленных уран-графитовых реакторов, открытый водоем-хранилище РАО «Старое болото» на ФГУП «ПО «Маяк», а также ряд объектов радиохимического завода Сибирского химкомбината (АО «СХК»).
Впервые выведен из эксплуатации атомный ледокол
В этом году завершена реализация первого масштабного проекта по выводу из эксплуатации атомного ледокола. В течение 6-ти лет на атомном ледоколе «Сибирь» осуществлялся комплекс работ по демонтажу и выгрузке с судна оборудования и реакторов с последующим их размещением в герметичную блок-упаковку, которую транспортировали в пункт долговременного хранения РАО «Сайда» в Мурманской области.
Фрагмент презентации Крюкова О.В.
В ходе реализации проекта были обнаружены, как практически всегда бывает, скрытые радиационные загрязнения. Несмотря на необходимость дополнительных работ по обследованию и дезактивации, удалось выполнить проект в рамках принятой ранее концепции по выводу из эксплуатации. Суммарно с судна демонтировано более 1 тысячи тонн загрязненного оборудования. По итогам выполнения работ чистое судно передано в Атомфлот для дальнейшей его реализации.
Основная особенность и уникальность проекта в том, что утилизация объекта и обращение с РАО были выполнены в акватории, а оставшаяся часть ледокола не потеряла свою плавучесть и может далее безопасно транспортироваться в место для последующей разделки. Экономия средств от такого вывода из эксплуатации составила 716 млн руб. Таким образом, вместо двух ледоколов, которые сейчас участвуют в ФЦП ЯРБ-2, получится утилизировать три подобных объекта.
Внедрение с 2019 года цифровых технологий при выводе из эксплуатации сложных объектов
Для 5 площадок ядерного наследия созданы цифровые информационные модели (ЦИМ), так называемые цифровые «двойники».
Фрагмент презентации Крюкова О.В.
ЦИМ позволили провести точный расчет и обоснование безопасности всех возможных стратегий вывода из эксплуатации рассматриваемых площадок. Это особенно важно для объектов, которые находятся в районах с высокой плотностью населения (в центре Москвы – Московский филиал ФГУП «РАДОН» (бывшая площадка АО «ВНИИХТ»), в Санкт-Петербурге – «Радиевый институт им. Г.В. Хлопина»).
Особенностью объектов ядерного наследия является их уникальность и богатая история эксплуатации, а сама стратегия или проект по выводу из эксплуатации базируется на той конструкторской документации, которая привычно лежит в архиве или даже отсутствует. Кроме того, далеко не всегда в эту документацию своевременно вносились конструктивные и технологические изменения. В итоге, точность разрабатываемого проекта вывода из эксплуатации была минимальная. Технология создания ЦИМ позволяет отсканировать объект как есть и использовать эти данные для разработки оптимальной стратегии вывода из эксплуатации. Применение совместно с ЦИМ современных расчетных кодов позволяет проводить оценки безопасности всех рассматриваемых сценариев.
Решение накопленных проблем в области обращения с ОЯТ
Обращение с накопленным ОЯТ подразумевает извлечение его из пристанционных хранилищ АЭС или хранилищ предприятий отрасли, подготовку к транспортировке и транспортировку на централизованное хранение на ФГУП «ГХК» или на переработку на ФГУП «ПО «Маяк».
Ежегодно производится вывоз не менее 6 тыс. сборок ОТВС, это порядка 12-13 рейсов, что решает на сегодняшний день проблему безопасного хранения ОЯТ.
ОЯТ РБМК размещается в «сухое» хранилище на ФГУП «ГХК», содержание в котором значительно дешевле, чем в хранилище «мокрого» типа. ОЯТ реакторов типа ВВЭР-1000, также переходит в «сухое» хранилище. Для окончательного решения проблем накопления топлива необходимо его переработать.
В период 2016-2021 гг. на ФГУП «ГХК» размещено на «сухое» хранение более 39 тыс. ОТВС реакторов типа РБМК-1000, что составило около 48 % от запланированного в рамках всей Программы.
В 2021 году выполнена подготовка к вывозу, транспортировка и переработка на ФГУП «ПО «Маяк» ОЯТ реакторов типа ВВЭР-440, БН-600, ВВЭР-1000, ОЯТ исследовательских реакторов АО «ГНЦ РФ-ФЭИ», АО «ГНЦ НИИАР», НИЦ «Курчатовский институт» и НИЯУ МИФИ, облученных блоков промышленных уран-графитовых реакторов, а также ОЯТ ядерных энергетических установок атомного флота. Общее количество топлива, переработанного к концу 2021 года, составит 533 тонны.
К 2030 году должно быть переработано всё дефектное и нестандартное ОЯТ наследия – это наиболее сложные и наиболее опасные сборки.
Решение накопленных проблем в области обращения с РАО
За 2016-2021 годы извлечено, переработано, кондиционировано, приведено к критериям приемлемости для захоронения и передано на захоронение 28 тыс. куб. м РАО.
На сегодняшний день большая часть отходов подготовлена к захоронению и пока находится на площадках основных организаций-исполнителей работ – ФГУП «РАДОН» и ФГУП «ФЭО». Одна из приоритетных целей реализации второго и третьего этапов Программы – ликвидация заполненных ПХ РАО, расположенных вне территорий промышленных площадок действующих производств, это прежде всего, Казанское, Благовещенское, Челябинское отделения и особо крупное Кирово-Чепецкое отделение, в котором содержится порядка 300 тыс. куб. м РАО. Данные отделения не ведут никакой другой деятельности, кроме хранения РАО, прием отходов на эти площадки не осуществляется.
Всего к 2030 году планируется привести к критериям приемлемости и передать на захоронение 155 тыс. куб. м РАО.
В настоящее время идет второй этап создания единой государственной системы обращения с РАО. Фундаментом государственной системы обращения с РАО является создание сети пунктов их окончательной изоляции и переработки. Головным исполнителем по строительству пунктов захоронения является Национальный оператор по обращению с РАО (ФГУП «НО РАО»).
Реабилитация радиационно-загрязненных территорий (РЗТ)
В 2016—2021 гг. реабилитировано 356 тыс. кв. м радиационно загрязненных территорий в 12 регионах РФ, из них 89 тыс. в 2021 году.
Работы по реабилитации РЗТ выполняются как на действующих предприятиях атомной отрасли (таких как ФГУП «ПО «Маяк», АО «АЭХК», ПАО «НЗХК», ФГКУ «12 ЦНИИ» Минобороны России), так и на заброшенных территориях бывших предприятий и территориях субъектов РФ.
Госкорпорация «Росатом» ведет открытое взаимодействие с субъектами Российской Федерации, реабилитация их территорий всегда положительно оценивается со стороны населения. Показательной с точки зрения организации работ стала реабилитация территории в г. Медвежьегорске Республики Карелия. От обращения Главы Республики и Администрации города в Росатом до проведения КИРО загрязнённого участка и завершения работ прошло всего 2 года.
Всего к 2030 году планируется реабилитировать 1.3 млн кв. м РЗТ, в том числе более 450 тыс. кв. м территорий субъектов РФ.
Повышение эффективности реализации мероприятий
Повышение эффективности реализации мероприятий очень важная работа, потому что существует обязанность перед государством находить способы вывода из эксплуатации и утилизации отходов, которые экономически обоснованы. К настоящему моменту уже получен экономический эффект на 12 млрд руб.
Фрагмент презентации Крюкова О.В.
Примером является вывод из эксплуатации очень объёмных зданий (около километра длинной) № 802 и № 804 на АО «АЭХК», в которых проводилась диффузионная наработка урана. Затраты по сметно-сводному расчету получилось снизить в сумме по двум объектам на 2.9 млрд. руб. за счет точной локализации границ загрязнения и отказа от практики сплошного снятия 2-сантиметрового слоя поверхности.
Результаты государственных заказчиков
Помимо Госкорпорации «Росатом» в Программе принимают участие еще 4 государственных заказчика: ФМБА России, Минобрнауки России, Минпромторг России и Ростехнадзор. Общий объем финансирования их мероприятий составляет около 35 млрд руб.
Фрагмент презентации Крюкова О.В.
Организация технических туров на площадки мероприятий ФЦП ЯРБ в 2016-2021 гг.
Ключевым и очень важным направлением в обеспечении публичности ФЦП ЯРБ-2 является организация технических туров на площадки и объекты реализации Программы. В период 2016-2021 гг. организовано 13 технических туров, в которых приняли участие члены Общественного совета Госкорпорации «Росатом», представители предприятий участников Программы, экологических и общественных организаций, местных администраций, экспертного и научного сообществ, а также СМИ. Общее количество участников составило более 350 человек.
В 2021 году было проведено 3 технических тура (ФГУП «ПО «Маяк», АО «ОДЦ УГР», площадка г. Медвежьегорска), в которых приняло участие около 70 человек. В 2022 году эта работа обязательно будет продолжена.
Выпущен открытый отчет по 1-му этапу реализации ФЦП ЯРБ-2
В 2021 году выпущен отчет по итогам 1-го этапа реализации ФЦП ЯРБ-2. Подготовленный материал является первым публичным отчетом о реализации подобных программ за последние 20 лет. Он направлен на обеспечение информационной доступности и прозрачности выполняемой деятельности. Отчет позволяет объективно оценить эффективность управления Программой, фактическую степень достижения программных целей, а также результативность привлеченных исполнителей работ.