Советник генерального директора ФГУП "ПО "Маяк" по науке и экологии Юрий Мокров в своем интервью рассказал о проделанной работе в рамках поручения Президента России В.В. Путина о предотвращении угрозы экологической катастрофы на Теченском каскаде водоемов
– В 2018 году исполнилось 15 лет с тех пор как Президентом России В.В. Путиным было дано поручение (Пр-516 от 26 марта 2003 года), предусматривавшее «Разработку комплекса дополнительных мер, направленных на предотвращение угрозы экологической катастрофы на Теченском каскаде водоемов». Какая работа была проведена в рамках этого поручения и что стало её результатом?
ТКВ создавался в 1951-1956 годах в период выполнения ФГУП «ПО «Маяк» государственного оборонного заказа по созданию ядерного оружия, с целью сооружения хранилища жидких низкоактивных отходов, прекращения тем самым сбросов ЖРО в реку Теча и как первый этап радиационной реабилитации этой реки. За весь период эксплуатации ТКВ наблюдалась отчетливая тенденция увеличения уровня воды в водоемах. Наиболее остро эта проблема обозначилась к 2002 году, когда уровень воды в конечном водоеме В-11 достиг критического значения. Создалась реальная угроза переполнения водоемов и поступления ЖРО в реку Теча.
В этот период времени на предприятии была разработана комплексная программа работ по повышению безопасности эксплуатации ТКВ, которая позже была положена в основу Федеральной целевой программы «Обеспечения ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (ФЦП «ЯРБ»). Комплекс мероприятий программы состоял из трех основных блоков: повышение устойчивости плотин и других гидротехнических сооружений (ГТС) к любым внутренним и внешним воздействиям, снижения объемов поступления ЖРО и других вод в ТКВ (стабилизация водного баланса), нормативно-правовое регулирование деятельности по эксплуатации ТКВ.
За прошедший период на предприятии выполнены следующие основные мероприятия: 1. В 2006-2008 годах проведена коренная реконструкция плотины П-11, (создан противофильтрационный экран в теле плотины, выполнена отсыпка нижнего бьефа плотины скальным грунтом). В 2010 году плотина П-11 была оборудована современной системой контрольно-измерительной аппаратуры. В настоящее время безопасность плотины П-11 не вызывает сомнений, а ее устойчивость к любым внешним и внутренним воздействиям обеспечена при любых повышенных уровнях воды 2. В 2010 г. деятельность предприятия по эксплуатации ТКВ впервые получила полное нормативно-правовое обеспечение: ТКВ получил статус объекта использования атомной энергии (ОИАЭ) – поверхностного водоема-хранилища радиоактивных отходов (РАО), а деятельность предприятия при обращении с РАО ТКВ была впервые лицензирована как деятельность в области использования атомной энергии; разработана, утверждена и реализуется методика установления нормативов допустимых сбросов загрязненных фильтрационных и дренажных вод в реку Теча. 3. С целью снижения положительной составляющей водного баланса ТКВ в рамках ФЦП «ЯРБ» 2010-2015 годах построена и введена в эксплуатацию общесплавная канализация (ОСК), позволяющая сократить поступление в ТКВ до 5 млн. м3 загрязненной воды в год. 4. В 2015 году завершено строительство порогов-регуляторов на ЛБК и ПБК. Ввод порогов в промышленную эксплуатацию позволит снизить поступление 90Sr в реку Теча.
– Чем была вызвана необходимость разработки Стратегического Мастер-плана решения проблем ТКВ?
Необходимо было: 1. Собрать и обобщить огромный объем разноплановых научно-практических работ, выполненных ранее различными группами исследователей и проектировщиков, 2. Провести критический анализ всей информации по этому сложнейшему природно-техногенному объекту, 3. Выявить и оценить основные текущие и потенциальные радиационные и техногенные риски, 4. Разработать оптимальные стратегические направления длительной безопасной эксплуатации ТКВ при различных сценариях изменения природно-климатических условий региона и для возможных вариантов дальнейшего использования ТКВ.
– Поскольку поступление радиоактивных веществ в ТКВ определяется эксплуатацией действующих оборонных производств ФГУП «ПО «Маяк», какие предложения в рамках СМП были высказаны вам и, в свою очередь, представителям предприятия?
«Стратегический мастер-план» (СМП) по решению проблем ТКВ на долговременную перспективу был разработан ИБРАЭ РАН совместно с ФГУП «ПО «Маяк» и другими соисполнителями. Поэтому, все основные положения СМП – это совместные консолидированные решения.
– Как на сегодняшний день оценивается состояние ТКВ? Каков объем загрязненной воды?
В настоящее время состояние ТКВ я оцениваю как устойчивое, с ярко выраженными тенденциями улучшения всех радиоэкологических показателей. Так, например, в результате выполненных мероприятий, за период с 2003 по 2018 год удалось достигнуть: - стабилизации водного баланса ТКВ; - существенного, более чем на один метр, снижения уровня воды в конечном водоеме теченского каскада; - объем загрязненной воды (ЖРО) в ТКВ уменьшился на ~50 млн. м3; - удельная активность воды в водоеме В-11 снизилась в 4 раза и достигла 550 Бк/л - фильтрационная утечка стронция-90 из водоемов в реку Теча сократилась в 8 раз - удельная активность воды в реке Теча сократилась в 10 раз
В 2017 году удельная активность воды в водоеме В-11 впервые снизилась до нижней границы ЖРО (490 Бк/л). Выполненные исследования показывают, что в ближайшие 5-7 лет, объемная активность воды в водоеме В-10 тоже перестанет квалифицироваться как ЖРО, а еще через ~100 лет удельная активность донных отложений снизится до значений меньше нижней границы ТРО.
– Как часто проводится мониторинг, что это за исследования?
Комплексный мониторинг состояния ТКВ проводится по специальной программе и включает следующие направления: - гидрологический мониторинг - определение уровня воды в всех водоемах и в различных точках по длине обводных каналов, определение расхода воды по каналам; - гидрогеологический мониторинг - определение уровня подземных вод и контроль содержания радионуклидов и химических загрязнителей в воде наблюдательных подземных скважин; - радиохимический мониторинг – определение содержания радионуклидов и химических компонентов в воде всех водоемов и обводных каналов; - мониторинг состояния плотины проводится путем контроля возможных вертикальных и горизонтальных перемещений на различных участках плотины и путем контроля степени обводнения тела плотины; - радиационный мониторинг – контроль мощности дозы, уровня загрязнения почвы и воздуха в районе ТКВ; - радиобиологический мониторинг - определение содержания радионуклидов в водной биоте всех водоемов (рыба, растительность, планктон и др.), контроль численности и биологического разнообразия биоты; - метеорологический мониторинг – контроль фактических атмосферных осадков и расчетного испарения с поверхности водоемов (на основе данных о температуре, влажности, скорости ветра и др.). Отбор проб и проведение контрольных измерений по разным параметрам проводится с разной периодичностью (ежедневно или ежемесячно). По итогам каждого года по каждому направлению мониторинга выпускается специальный отчет с анализом всех результатов контроля.
– С момента, когда проблемой ТКВ поручили заняться на федеральном уровне (середина 2000-х), какие меры были предприняты руководством завода, чтобы сократить поступление радиоактивных веществ в водоемы? Каких результатов удалось добиться?
Прежде всего, на предприятии был разработан и реализован комплекс мероприятия по снижению, а затем и полному исключению поступления в водоёмы низкоактивных ЖРО и любых других вод. В качестве первого шага на ПО «Маяк» была разработана внутренняя программа, в которой за счёт собственных средств предприятия были реализованы организационные и практические мероприятия, позволившие до 5 раз сократить объём поступления загрязнённой воды в ТКВ. Второе направление — создание в рамках ФЦП «ЯРБ» комплекса общесплавной канализации (ОСК), которая позволяет отвести от ТКВ условно загрязнённую по химическим показателям воду. В отдельные годы такой воды набиралось до 5 млн. м3. О достигнутых результатах я уже говорил раньше.
– Как заложенное в СМП конечное видение объектов ТКВ (водоемы В-10 и В-11 сняты с регулирующего контроля по радиационному фактору, водоемы В-3 и В-4 преобразованы в приповерхностные пункты захоронения РАО, река Теча возвращена во все виды водопользования) соотносится с планами по дальнейшей работе ПО «Маяк»?
Вся деятельность предприятия направлена на скорейшее достижения целей и задач, определенных в СМП.
– Каковы перспективы развития ПО «Маяк» в свете выводов СМП? Запланировано ли строительство новых объектов?
Данные мониторинга показывают, что в настоящее время процесс самоочищения всех компонентов ТКВ (вода, донные отложения) проходит ускоренными темпами. Поэтому можно ожидать, что в ближайшей или среднесрочной перспективе ТКВ может быть использован в качестве объекта технического водоснабжения. Например, в настоящее время ЧУ ИТЦП «Прорыв» Госкорпорации «Росатом» рассматривает проект по обоснованию варианта системы технического водоснабжения РУ БР-1200 с применением в качестве пруда-охладителя водоемов В-10 и В-11 ТКВ. В случае получения положительных результатов этой работы возможно ожидать принятия решения о сооружении на ТКВ атомной электростанции.
– Что в СМП подразумевается под активным развитием инфраструктуры региона расположения ФГУП «ПО «Маяк»?
Это очень многогранный и сложный вопрос, который содержит в себе различные аспекты. По моему мнению, совершенно очевидно, что ТКВ в потенциале можно рассматривать, как важный природный ресурс (огромный запас технической воды) в таком малообеспеченном водой регионе, как Южный Урал. Этот ресурс нужно рационально использовать. Так, например, в случае сооружения на ТКВ Южно-Уральской АЭС, в районе расположения ФГУП «ПО «Маяк» неизбежно появятся новые инфраструктурные объекты (дороги, жилые микрорайоны, школы, больницы и др.). Но это только один из аспектов, возможны и другие. Например, создание в районе города Озерск своеобразного кластера, включающего АЭС и гражданские подразделения ФГУП «ПО «Маяк» (радиохимический завод, подразделения по фабрикации ядерного топлива и др.), позволит рассматривать эту площадку, как перспективную для реализации варианта замкнутого топливного цикла.
– Ведет ли предприятие информационную работу с общественностью и СМИ?
Информационная политика нашего предприятия в области экологической безопасности сформулирована в «Экологической политике» ФГУП «ПО «Маяк», где в качестве основного принципа экологической деятельности указан «принцип информационной открытости – прозрачность и доступность экологической информации». Информационная деятельность ФГУП «ПО «Маяк» в области экологии учитывает особенности предприятия и особенности восприятия сложных радиоэкологических проблем населением и специалистами. Для правильного понимания такой информации необходимы специальные знания. Поэтому для информирования широких кругов общественности и населения экологическая информация предоставляется в максимально доступном для понимания виде – в ежегодных публичных отчётах «по экологической безопасности» и/или в газете «Вестник Маяка». Для технических специалистов и научной общественности информационные материалы содержат конкретные данные, характеристику и методы решения экологических задач и проблем, стоящих перед предприятием. Такие материалы публикуются в научных журналах, в том числе, в научно-практическом журнале «Вопросы радиационной безопасности», который регулярно издается на нашем предприятии начиная с 1996 года и специально ориентирован на освещение радиоэкологических проблем предприятия и всего уральского региона.
– Как работа предприятия по проблеме ТКВ соотносится с ФЦП ЯРБ-2? Запланировано ли финансирование на отдельные мероприятия? Например, по программе на 2016-2030 гг. на работы по прекращению размещения всех видов ЖРО в ТКВ выделено 3,7 млрд руб. до 2025 г.
С целью сокращения и полного исключения сбросов низкоактивных ЖРО в ТКВ на предприятии в рамках ФЦП «ЯРБ» в 2008-2015 гг. была создана и успешно прошла ресурсные испытания опытная установка очистки жидких НАО, использующая мембранно-сорбционную схему очистки и включающая блоки ультрафильтрации, обратного осмоса и электроосмотического концентрирования, а также разработаны исходные данные для создания промышленной установки. Создание такой промышленной установки запланировано в рамках ФЦП «ЯРБ-2».