Главная Экспертиза Обсуждения Основы госполитики в области обеспечения ЯРБ: перспективы окончательного решения проблем ядерного наследия

Основы госполитики в области обеспечения ЯРБ: перспективы окончательного решения проблем ядерного наследия

Array
(
    [KONF_ELEMENT_CODE] => osnovy-gospolitiki-v-oblasti-obespecheniya-yarb-perspektivy-okonchatelnogo-resheniya-problem-yaderno
)

Основы госполитики в области обеспечения ЯРБ: перспективы окончательного решения проблем ядерного наследия


Документ, который Указом от 13 октября 2018 г. N 585 утвердил Президент Российской Федерации В.В. Путин, определяет цели, задачи, основные направления и инструменты для реализации госполитики в этой области, признает ядерную и радиационную безопасность одной из важнейших составляющих национальной безопасности России. В Основах также впервые дано определение «объектов ядерного наследия», а наличие таких объектов, в отношении которых требуется принятие мер по завершению их жизненного цикла и реабилитации, признано одной из основных проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности страны.

К участию в дискуссии приглашены эксперты Портала, а также иные ученые и специалисты.


Игорь Линге, заместитель директора по информационно-аналитической поддержке комплексных проблем ядерной и радиационной безопасности ФГБУН ИБРАЭ РАН

13 октября 2018 года Владимир Путин утвердил уже третью редакцию Основ госполитики в области обеспечения ЯРБ. Первый документ был принят в 2002 году и обновлен в 2012 году. Речь не идет о принципиальном изменении курса, документ эволюционирует в рамках новых задач. Поскольку он носит межведомственный характер, в настоящее время готовятся детальные планы реализации Основ, которые также будет утверждать правительство РФ.

Из нововведений документа стоит отметить задачу по разработке комплекса мер по снижению уровней облучения населения за счет природных источников излучения более 5 мЗв/год, в том числе радоном и продуктами его распада. Тема, безусловно, важная, затрагивающая даже строительную отрасль. Именно повышение качества жилищного строительства и реконструкции в части, например, обеспечения гидроизоляции и устройства вентиляции позволит многократно снизить воздействие природного радона на население.

Но главное, в Основах впервые дано определение понятию «объекты ядерного наследия», обозначены первоочередные задачи в отношение таких объектов, в том числе в сфере нормативно-правого регулирования.

Объекты ядерного наследия – это объекты использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, созданные до установления современных требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности. В том числе объекты, эксплуатация которых по функциональному назначению прекращена и которые находятся на стадиях вывода из эксплуатации, захоронения, утилизации. Согласно документу необходимо принять меры по завершению жизненного цикла и (или) реабилитации объектов и перевести их в ядерно и радиационно безопасное состояние, а также реабилитировать загрязненные территории, где расположены эти объекты.

Концепция решения проблемы обсуждается давно. В частности, этой теме была посвящена одна из секций АтомЭкспо-2018 – «Концепция развития модели управления ядерно и радиационно опасными объектами наследия». Практически все выступающие, в том числе иностранные коллеги, отметили, что главная проблема вывода из эксплуатации таких ЯРОО – это изменение организационных условий, изменение статуса организации – владельца объекта. Вывод из эксплуатации – это другие цели и задачи, другая работа. Госкорпорация «Росатом» и ИБРАЭ РАН совместно подготовили концепцию федерального закона о ядерном наследии, которая сейчас обсуждается и прорабатывается. Она подразумевает создание единого оператора, которому будут передаваться ЯРОО для вывода из эксплуатации. Мировой опыт говорит о том, что это верный путь и единственный противовес намерениям хозяйствующего субъекта как-то приспособить старый объект к новым задачам. Сейчас государство выделяет субсидии на содержание объектов наследия, но основные затраты несут предприятия в ущерб своему развитию.

Работа по подсчету и систематизации ЯРОО была отчасти проведена в рамках ФЦП ЯРБ-1, работы по выводу ряда приоритетных объектов были включены текущую ФЦП ЯРБ-2, и они успешно реализуются. Однако для комплексного решения проблемы необходимо больше механизмов. У единого субъекта будет больше возможностей для маневра, это другие скорости принятия решений и их реализации.

В любом случае ФЦП ЯРБ-2 останется основным инструментом реализации задач Основ в части ядерного наследия. Реализация программы идет по плану, в настоящее время нет причин сомневаться в своевременном достижении всех ключевых показателей.

Читать всё

Пётр Гаврилов, генеральный директор Горно-химического комбината

В 2018 году указом Президента Российской Федерации утверждены Основы государственной политики в области ядерной и радиационной безопасности РФ на период до 2025 года и дальнейшую перспективу (далее – Основы).

В отличие от предыдущей версии в Основах наиболее полно определены проблемы в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, в том числе решаемые в отношении объектов ядерного наследия, для которых требуется принятие дополнительных мер по завершению их жизненного цикла, включая перевод этих объектов в ядерно- и радиационно- безопасное состояние и реабилитацию радиоактивно-загрязненных участков территорий, на которых расположены эти объекты.

В соответствии с Основами поэтапный вывод из эксплуатации, захоронение и утилизация объектов ядерного наследия является одной из целей государственной политики в области ядерной и радиационной безопасности.

Читать всё

Наталия Шандала, заместитель генерального директора по науке и биофизическим технологиям ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации – Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна» Федерального медико-биологического агентства России, доктор медицинских наук

Значимость для отрасли настоящих Основ определяется, в первую очередь, тем, что они являются документом стратегического планирования (такой формулировки в прежних Основах не было) в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, которая является важнейшей составляющей национальной безопасности Российской Федерации.

Главные отличия от предыдущей версии связаны с изменением приоритетов в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, которые произошли в течение периода, прошедшего после принятия предыдущего документа. В этом плане среди ряда требующих решения приоритетных проблем, для примера, целесообразно обратить внимание на две: одна непосредственно связана с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в атомной отрасли, вторая – с обеспечением радиационной безопасности населения Российской Федерации при воздействии природных радионуклидов и, в частности, населения проживающего на территориях, медико-санитарное обеспечение которого осуществляет ФМБА России.

Читать всё

Виктор Мурогов, начальник Международного Центра Ядерного Образования, профессор ИАТЭ НИЯУМИФИ, зам. председателя Международного Союза Ветеранов Атомной Энергетики и Промышленности, доктор технических наук, профессор

Значительное внимание в Основах уделяется вопросам вывода из эксплуатации объектов ядерного наследия. Их наличие признается одной из основных проблем в области обеспечения ЯРБ и требуется принятие дополнительных мер по переводу этих объектов в ядерно и радиационно безопасное состояние. Для понимания масштабов, сейчас в мире 455 энергоблоков суммарной мощностью около 395 ГВт-эл. Около 30% всех построенных реакторов имеют возраст больше 40 лет. В своё время на начальном этапе развития ядерной энергетики мало кто задумывался, что делать с АЭС, когда подойдёт к концу срок их эксплуатации. Например, в Западной Европе сейчас около 120 ГВт АЭС, а строятся только 8 ГВт, при этом десятки ГВт готовятся к выводу из эксплуатации в ближайшие годы. Причём значительную часть реакторов в мире собираются выводить даже не потому, что они устарели, а потому что оказались экономически невыгодны или по решению властей (Япония, Южная Корея).

Читать всё

Иван Крышев, Главный научный сотрудник ФГБУ «НПО «Тайфун» Росгидромета Минприроды России, д.ф.-м.н., профессор, академик РАЕН

Документ «Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» (далее Основы), утвержденный указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2018 года № 585, имеет принципиальную значимость для обеспечения безопасности атомной отрасли, сохранения благоприятной окружающей среды в условиях дальнейшего развития ядерных технологий.

В документе продемонстрирован системный проблемно-ориентированный подход в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии, направленный на решение основных проблем в этой сфере, реализацию стратегических приоритетов, радиационную защиту граждан и охрану окружающей среды.

Если говорить о конкретных мерах по реализации Основ, которые могут быть приняты в ближайшее время, то остановлюсь на двух проблемах.

Читать всё

Отправить мнение