Главная О программе Общие сведения
Общие сведения

ФЦП ЯРБ-2 разработана в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. № ДМ-П7-4107р. Концепция Программы утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 760-р, а сама Программа — постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2015 г. № 1248.

Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016—2020 годы и на период до 2035 года» (Программа, ФЦП ЯРБ-2) является логическим продолжением работ по решению проблем ядерного наследия, реализуемых в предшествующий период в рамках федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (ФЦП ЯРБ-1).

Реализация ФЦП ЯРБ-1 позволила решить самые острые проблемы, уточнить основные количественные характеристики объектов ядерного наследия и получить оценки продолжительности и объема требуемых работ. Окончательное решение накопленных проблем включает в себя вывод из эксплуатации всех ЯРОО наследия, переработку всего находящегося в федеральной собственности ОЯТ с захоронением образующихся РАО, переработку и захоронение накопленных удаляемых РАО, консервацию пунктов размещения особых РАО и реабилитацию радиационно загрязненных территорий.

Наличие объектов ядерного наследия, в отношении которых требуется принятие дополнительных мер по завершению их жизненного цикла и (или) реабилитации, накопление отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов определены первыми в перечне основных проблем в области обеспечения ЯРБ в соответствии с Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.

Цели и задачи Программы
Комплексное обеспечение ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации путем решения первоочередных проблем ядерного наследия
  • Создание объектов инфраструктуры, включая мощности по переработке накопленного отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов, а также строительство пунктов захоронения радиоактивных отходов
  • Перевод объектов ядерного наследия в ядерно и радиационно безопасное состояние
  • Развитие систем контроля и обеспечения ядерной и радиационной безопасности и повышение защищенности работников (персонала) объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды от радиационного воздействия
  • Научно-методическое и информационное сопровождение работ в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности
Ожидаемые результаты Программы
Обращение с отработавшим ядерным топливом

Темпы вывоза на централизованное хранение ОЯТ превышают темпы его образования

80%
федерального отработавшего ядерного топлива реактора большой мощности канального размещено на безопасное долговременное «сухое» хранение
2,5
тыс.
тонн
федерального отработавшего ядерного топлива переработано
создан завод нового поколения по переработке отработавшего ядерного топлива
реализован переход к рециклированию ядерных материалов в реакторах на тепловых и быстрых нейтронах
Обращение с радиоактивными отходами

Объемы захоронения радиоактивных отходов превышают объемы их образования

3
пункта захоронения радиоактивных отходов создано
6
региональных комплексов переработки радиоактивных отходов создано
155
тыс. м3
твердых федеральных радиоактивных отходов передано на захоронение
создана подземная исследовательская лаборатория
Вывод из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов и радиационно загрязненных территорий

Темпы вывода из эксплуатации минимизируют риски и финансовые обязательства в будущем

76
Ядерно и радиационно опасных объектов выведено из эксплуатации, в том числе:
  • 7 промышленных уран-графитовых реакторов
  • 3 судна технологического обслуживания
  • 26 крупных объектов ядерного топливного цикла
  • 4 пункта хранения особых радиоактивных отходов
1,3
млн м2
радиационно загрязненных территорий реабилитировано
Контроль безопасности

Обеспечена радиационная безопасность в границах зон возможного влияния объекта использования атомной энергии

3
модернизированы системы обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности объектов на объектах ядерного наследия в условиях нормальной эксплуатации и аварий
6
реализована сопряженность ведомственных и государственных автоматизированных систем мониторинга радиационной обстановки с территориальными системами аварийного реагирования
Защита персонала и населения

Завершено строительство и реконструкция 8 медицинских центров

осуществлено медико-санитарное обеспечение радиационной безопасности персонала
достигнута 100% оснащенность центров радиационной гигиены и эпидемиологии ФМБА России
Развитие науки и технологий

Повышена эффективность работ по ядерному наследию

разработаны опытно-промышленные технологии обращения с отработавшим ядерным топливом, радиоактивными отходами и вывода из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов
усовершенствована система государственного учета и контроля радиационных веществ, радиоактивных отходов и ядерных материалов
разработаны внедрены цифровые технологии при обосновании решений по конечному состоянию площадок
разработаны инструменты и расчетнопрогностические комплексы для обоснования безопасности объектов
Методическая поддержка

Усовершенствовано государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии

модернизирована нормативно-правовая база, учитывающая новые требования международных стандартов
усовершенствованы методы комплексного анализа ядерной и радиационной безопасности объекта использования атомной энергии
разработаны внедрены цифровые технологии при обосновании решений по конечному состоянию площадок
2016 - 2020 гг. 1 этап
2021 - 2025 гг. 2 этап
2026 - 2030 гг. 3 этап
2031 - 2035 гг. 4 этап
Предлагаемая программа позволит обеспечить радиационную безопасность населения и окружающей среды и прогнозировать полное решение проблем ядерного наследия к 2050 году.
Объемы работ и финансирование Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 – 2020 годы и на период до 2035 года»
Фактическое финансирование и объемы работ Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности" по состоянию на 01.01.2019 г.
На 2 этапе будет продолжена реализация переходящих мероприятий федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2021 год и на период до 2025 года»
На 3 этапе будет продолжена реализация переходящих мероприятий федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2026 год и на период до 2030 года»

Постановление Правительства РФ № 657 от 23.05.2024 г. О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 – 2020 годы и на период до 2035 года»

Показатели
Финансирование
Степень достижения основной цели Программы
41.6 % 15.95 167.1
Ввод в эксплуатацию пунктов окончательной изоляции РАО
234,8 % 0 39,3
Вывоз на централизованное хранение ОТВС
80 064 % 17 280 27 648
Переработка ОЯТ
2 604 % 276,1 384,9
Вывод из эксплуатации ЯРОО
76 % 20 25
Реабилитация территорий
4 259 % 118,5 246,1
Кондиционирование и передача на захоронение РАО
176,3 % 14,9 20,7
Оснащенность центров гигиены и эпидемиологии ФМБА России
100 % 16 16
  • плановые значения объемов работ за весь период (2016-2035 г г.)
  • плановые значения объемов работ за выбранный период
  • фактические значения объемов работ на 01.01.2024
  • плановые значения объемов финансирования за весь период (2016-2035 гг.)
  • плановые значения объемов финансирования за выбранный период
  • фактические значения объемов финансирования на 01.01.2024






Ожидаемая эффективность реализации Программы
Экономическая
  • Создание объектов инфраструктуры, включая мощности по переработке накопленного ОЯТ и РАО, а также строительство пунктов захоронения РАО;
  • Перевод объектов ядерного наследия в ядерно и радиационно безопасное состояние;
  • Регулярное исполнение и снижение государственных обязательств, связанных с последствиями прошлой деятельности в области использования атомной энергии.
Экологическая
  • Реабилитация радиационно загрязненных территорий
  • Снижение радиационного воздействия на окружающую среду в результате модернизации защитных инженерных барьеров и перевода ядерно и радиационно опасных объектов в экологически безопасное состояние
Социальная
  • Создание условий для снижения уровня социальной напряженности в регионах размещения опасных объектов использования атомной энергии за счет их вывода из эксплуатации, в том числе в крупных и «атомных» городах (Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Ангарск, Северск, Железногорск, Озерск, Обнинск, Димитровград и другие), и приведения к критериям приемлемости и передачи на захоронение РАО
  • Обеспечение приемлемого уровня риска радиационного воздействия объектов использования атомной энергии, источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения на человека и среду его обитания
  • Повышение занятости персонала организаций атомной отрасли и смежных отраслей (до 15 тыс. человек) и развитии компетенций в области завершающей стадии жизненного цикла объектов использования атомной энергии
  • Повышение оснащенности центров гигиены и эпидемиологии Федерального медико-биологического агентства для целей радиационного и дозиметрического контроля персонала и населения.
Открытость реализации Программы

Обеспечение публичности ФЦП ЯРБ-2 вносит существенный вклад в общественную приемлемость выполняемых работ, повышает конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность атомной отрасли.

Интернет-портал фцп-ярб.рф является официальным сайтом и основным информационным ресурсом Программы. Здесь доступны сведения о радиоэкологической обстановке в регионах реализации ее мероприятий, оперативные новости, публикации и информационно-аналитические и авторские материалы по смежным тематикам обеспечения ядерной и радиационной безопасности. К обсуждению актуальных вопросов привлекаются авторитетные представители экспертного и отраслевого сообщества.

Ежегодно редакция портала организует технические туры на площадки реализации Программы, в которых принимают участие члены Общественного совета Госкорпорации «Росатом», представители экологических и общественных организаций, органов федеральной и местной власти, экспертного и научного сообществ, а также СМИ.

Государственные заказчики

Cannot find 'user.subscribe.form' template with page ''