Главная Общество Новости Новости о программе

Онлайн-конференция, посвященная созданию подземной исследовательской лаборатории в Нижнеканском скальном массиве

Перейти к новостям мероприятия
Онлайн-конференция, посвященная созданию подземной исследовательской лаборатории в Нижнеканском скальном массиве

Представители Российской академии наук приняли участие в онлайн-конференции, состоявшейся 14.07.2020 г. и посвященной научному сопровождению проекта создания подземной исследовательской лаборатории (ПИЛ) в Нижнеканском скальном массиве.

На вопросы журналистов и представителей органов власти Красноярского края ответили научный руководитель ИБРАЭ РАН, академик РАН Леонид Александрович Большов, заместитель директора ИБРАЭ РАН по информационно-аналитической поддержке комплексных проблем ядерной и радиационной безопасности, д.т.н. Игорь Иннокентьевич Линге, заведующий отделением ИБРАЭ РАН, д.т.н. Сергей Сергеевич Уткин. 

Отвечая на вопрос о критериях выбора площадки для строительства ПИЛ и возможности размещения подобных объектов в других регионах России, С.С. Уткин отметил, что проект создания ПИЛ и пункта глубинного захоронения радиоактивных отходов (ПГЗРО) является уникальным по своей сложности и значимости, и место для его реализации было выбрано в силу целого ряда причин, наиболее важная из которых — необходимость обеспечить повышенные требования к безопасности. 

«Проект зарождался в 1980-е годы, изначально в Железногорске предполагалось строительство хранилища для отходов Горно-химического комбината (ГХК). В дальнейшем начали планировать размещение здесь и других РАО, были приняты соответствующие законодательные решения. Международный консенсус по вопросу о том, что финальная изоляция радиоактивных отходов в глубоких геологических формациях представляет собой наиболее надежный способ их долговременного хранения, выкристаллизовался примерно с середины 1980-х годов, и в настоящее время эта точка зрения является общепринятой в мире», — рассказал С.С. Уткин. 

Заместитель директора ИБРАЭ РАН д.т.н. И.И. Линге подчеркнул, что проект по созданию подземной исследовательской лаборатории в Нижнеканском скальном массиве сам по себе представляет большой интерес для науки. На сегодняшний день в мире насчитывается около 30 объектов подобного класса, обеспечивающих возможность непосредственного изучения условий и характеристик финальной изоляции РАО в геологических формациях. И.И. Линге сравнил строящуюся российскую лабораторию со шкатулкой с сокровищами, поскольку научные открытия, сделанные на этой площадке, могут быть применимы как в атомной промышленности, так и во многих других отраслях промышленности и науки. 

По словам академика Л.А. Большова, любые систематические объемные исследования, добросовестно проведенные хорошими специалистами, оказывают воздействие не только на данную область науки, а применимы далеко за ее пределами. Комментируя цели сооружения подземной исследовательской лаборатории и перспективы создания пункта финальной изоляции РАО 1 и 2 классов в Нижнеканском скальном массиве, Л.А. Большов отметил, что для принятия окончательного решения о создании ПГЗРО предстоит ещё провести огромное количество научных исследований в натурных условиях подземной лаборатории.

Меня еще в университете учили, что физика — наука экспериментальная. Пока мы не проверим теорию с помощью всех современных технических средств, окончательного ответа не будет. И не исключено, что спустя несколько десятков лет мы вынуждены будем признать, что ошибались, и начнем искать другое место.
Большов Леонид Александрович
Действительный член РАН, д.ф.-м.н. – научный руководитель ИБРАЭ РАН, академик РАН

Среди других тем, обсуждавшихся на онлайн-конференции, большое внимание привлек вопрос взаимодействия ученых-атомщиков с общественностью.

В своем выступлении С.С. Уткин особо отметил, что ИБРАЭ РАН, являясь ведущей организацией по разработке программы научных исследований в подземной исследовательской лаборатории, открыт для сотрудничества с общественностью, при этом эффективная коммуникация в данной области является одним из важных аспектов решения проблемы безопасного обращения с РАО.

В ходе обсуждения ученые РАН привели ряд примеров выстраивания диалога с общественностью в различных странах мира.

«В США, в штате Невада, где собирались строить объект для финальной изоляции ОЯТ, возникло очень мощное экологическое движение», — рассказал Л.А. Большов. — «Я принимал участие в общественных слушаниях. Там практически сразу стало понятно, что обсуждать что-то по существу практически невозможно, так как людей мало интересовало то, что им объясняют специалисты. Они изначально были убеждены в том, что РАО — это плохо, и не воспринимали никаких доводов и научных обоснований. Противоположный пример — когда аналогичный вопрос решался в Швеции. Там сразу три муниципалитета сражались друг с другом за право размещения на их территории подобного объекта. Жители вникали в суть проекта и понимали, что у них появятся как дополнительные рабочие места, так и льготы для территории. Все зависит от того, насколько правильно и грамотно решаются организационные вопросы», — подчеркнул академик.

Источник: ИБРАЭ РАН

Вернуться к списку новостей